Государство усуней, канглы
Страница 1

Усуни.

Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II в. до н. э. усуньи подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул “гуньмо” (кунь-баг — князь над князьями).

В китайских источниках оно называлось “Усунь-го (усуньское государство).

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Чу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владение соприкасалось с Ферганой (Даванью).

Столица усуней - Чигучен (“Город красной долины”) находилась на берегу Иссык-Куля.

Посол Китайского императора У-ди, князь Чжан Цянь, в 138 г., отправленный на Запад, пишет о том, что владение Усунь насчитывало по 630000 человек и могло выставить 188000 воинов.

Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно- иранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Название “уйсун” носит одно из крупных казахских племен.

На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней распологались в предгорьях, в горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, которые располагались по течении рек.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В то же время доказательством оседлости и занятия земледелием усуней являются поселения с их стационарными жилищами.

Питались усуни мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб.

Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстных тканей, кожи, овчин.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел.

Усуньское общество не было однородным, в нем имелись богатые люди - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Известно, что богатые усуни содержали до 5000 лошадей.

Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней имелись рабы, которые, в основном, состояли из военнопленных.

Таким образом, письменные, источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Канглы.

В III веке до нашей эры на территории Казахстана сформировались племенные объединения канглы. Они образовались в результате политических перемен в обществе и хозяйстве, а также новой консолидации племен. Племена канглы занимали обширную территорию между горами Каратау и рекой Сырдарья. По китайским источникам, их насчитывалось 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Ставки племенных вождей находились в зимовьях. Ставка называлась Витянъ.

Основными занятиями племен канглы были скотоводство и земледелие. Многие стоянки, обнаруженные в среднем течении Сырдарьи, в окрестностях станции Жосалы, говорят о разнообразии их хозяйственной деятельности.

В хозяйстве племенных союзов канглы преобладали коневодство и овцеводство. Вместе с тем разводили коров, верблюдов и яков. Система ведения хозяйства и использования пастбищ постепенно совершенствовалась.

Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменным кетменем (мотыгой). Использовали также орудия труда, изготовленные из кости. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Пашни поливали лиманным способом. Строили множество водохранилищ и прудов.

Страницы: 1 2

Правительство и система образования
В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и ...

Корни
Дед Ленина по отцу Николай Васильевич Ульянов, сын крепостного (сведения о его национальности отсутствуют, предположительно русский или чуваш), женился поздно на дочери крещеного калмыка Анне Алексеевне Смирновой. Сын Илья родился, когда матери было 43 года, а отцу — за 60. Вскоре Николай Васильевич скончался, Илью вырастил и выучил ста ...

Крупнейшие представители гуманистической историографии в других странах Западной Европы
В XVI в. гуманистическая историография распространяется и в других странах Европы, приобретая своеобразные национальные формы. Вместе с тем внешние приемы гуманистического историописания сплошь и рядом используются учеными, выражавшими взгляды и симпатии разных классов, а нередко и апологетами абсолютной монархии и даже представителями ...