Экономическое развитие России в начале XX вСтраница 4
Они подчинили себе оптовую торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Одновременно бурно развивалась биржевая (свободная) торговля хлебом, мясом, лесом и др. продуктами.
Изменилась розничная торговля. В ней повысилась роль универсальных и специализированных магазинов («Петровский пассаж» и «Верхние торговые ряды» в Москве, «Большой Гостиный двор» и «Новый пассаж» в Петербурге).
Наряду с новыми формами торговли сохранялись и старые. Большая часть товарооборота приходилась на мелкие лавки, лабазы, разносную торговлю. Для нее был характерен сезонный и ярмарочный характер.
Развитие внутренней торговли тормозилось низкой покупательной способностью населения, несовершенством транспортной системы, недостаточной торговой инфраструктурой (средства хранения, доставки и распространения товаров). Несмотря на это, в 1900-1913 гг. внутренний товарооборот вырос на 64%.
Внешняя торговля России неуклонно возрастала. В ней первое место занимала Германия, за ней следовали Англия и Франция. Однако российский вывоз и ввоз составляли всего 4% мирового товарооборота.
Россия вывозила сырье и продукты сельского хозяйства (в основном хлеб — 647,6 млн. пудов). Экспорт промышленной продукции был ничтожным. Большая часть его шла на Балканы, Дальний и Ближний Восток. В импорте преобладала промышленная продукция — машины, оборудование, химикалии и др. По-прежнему одной из главных статей импорта были предметы роскоши — экзотические продукты, вина, модная одежда и некоторые предметы быта.
Транспорт. В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891-1905 гг. явилось значительным питом в решении этой транспортной проблемы.
По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был незначителен. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.
Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.
В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было ликвидировано отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.
Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв
Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи .
Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное возд ...
Общинные формы поддержки и взаимопомощи
Для ранних форм социальных отношений характерна защита индивида в системе рода и общины.
Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество.
Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не ...
Архивы приказа Тайных дел
Необходимо остановиться на архивных материалах еще одного приказа по его особому положению и значению в системе приказов, а именно приказа Тайных дел.
Оправившееся после крестьянской войны и иностранной интервенции начала XVII в. московское самодержавие начали с половины XVII в. опять потрясать новые войны с Польшей и Швецией и народны ...