Государственные меры по выкупу частных железных дорог

Учебные материалы » Развитие транспорта в России во второй половине XIX в. » Государственные меры по выкупу частных железных дорог

Исходя из предыдущего пункта исследования нетрудно догадаться что, насколько выгодным было участие в деле железных дорог частного капитала, настолько оно было затратным для государства. Для последнего эта система имела двойную невыгоду. С одной стороны весь риск предприятий, которые в первое время должны были давать значительные убытки, несло государство, а с другой - страна подвергалась последствиям господства на железных дорогах частных предпринимателей. В частности, они оставляли за сбой исключительное право регулировать железнодорожные тарифы. Как отмечает С.Ю. Витте, "лишь в течение восьми лет (1871-1878гг.) в России железные дороги были только частными". В данный период частные общества не смогли оправдать себя. За эти годы железнодорожные сети расширились, но и долги казны выросли в пять раз. В результате такого положения дел правительство решило, что оставлять дороги в частных руках рискованно, и начало активно выкупать железные дороги. Этому процессу способствовало создание бюджетных резервов, благодаря которым правительство затратило часть средств своего обыкновенного бюджета на строительство железных дорог.

Дело выкупа железных дорог в целом сводилось к выкупу акций владельцев этих линий и аннулированию долгов по правительственным гарантиям. За 90-е гг. XIX в. были выкуплены Рижско-Моршанская, Харьковско-Николаевская, Балтийская, Тамбово-Саратовская, Уральская и ряд других, общей протяженностью в 10 тыс. верст. Насколько выгоден был предпринимателям переход частных дорог к казне, видно из того, что достаточно часто инициаторами перехода были сами акционеры. Видя перспективу получения достойного вознаграждения, они достаточно легко расставались с объектами приложения своего первоначального капитала. По данным статистического сборника "Россия. 1913г. ", к началу XX в. Из общей сети железных дорог в 68270 верст частным обществам принадлежало только 22086 версты. Таким образом, у казны было сосредоточено 2/3 всей сети железных дорог.

Ликвидация «Маньчжурского клина»
С подавлением восстания ихэтуаней в Маньчжурии и на границе с Россией восстановились нормальные условия. Строители КВЖД вернулись к местам своей работы. Но провокации ихэтуаней на границе дорого обошлись маньчжурскому населению, проживавшему на левом берегу Амура. По условиям Айгунского договора, закрепившего левобережье Амура за Росси ...

Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был соз ...

Начало военных действий
На рассвете 24 (12 по старому стилю) июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. Армия Наполеона, которую сам он называл "Великой армией", насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, ...