Государственные меры по выкупу частных железных дорог

Учебные материалы » Развитие транспорта в России во второй половине XIX в. » Государственные меры по выкупу частных железных дорог

Исходя из предыдущего пункта исследования нетрудно догадаться что, насколько выгодным было участие в деле железных дорог частного капитала, настолько оно было затратным для государства. Для последнего эта система имела двойную невыгоду. С одной стороны весь риск предприятий, которые в первое время должны были давать значительные убытки, несло государство, а с другой - страна подвергалась последствиям господства на железных дорогах частных предпринимателей. В частности, они оставляли за сбой исключительное право регулировать железнодорожные тарифы. Как отмечает С.Ю. Витте, "лишь в течение восьми лет (1871-1878гг.) в России железные дороги были только частными". В данный период частные общества не смогли оправдать себя. За эти годы железнодорожные сети расширились, но и долги казны выросли в пять раз. В результате такого положения дел правительство решило, что оставлять дороги в частных руках рискованно, и начало активно выкупать железные дороги. Этому процессу способствовало создание бюджетных резервов, благодаря которым правительство затратило часть средств своего обыкновенного бюджета на строительство железных дорог.

Дело выкупа железных дорог в целом сводилось к выкупу акций владельцев этих линий и аннулированию долгов по правительственным гарантиям. За 90-е гг. XIX в. были выкуплены Рижско-Моршанская, Харьковско-Николаевская, Балтийская, Тамбово-Саратовская, Уральская и ряд других, общей протяженностью в 10 тыс. верст. Насколько выгоден был предпринимателям переход частных дорог к казне, видно из того, что достаточно часто инициаторами перехода были сами акционеры. Видя перспективу получения достойного вознаграждения, они достаточно легко расставались с объектами приложения своего первоначального капитала. По данным статистического сборника "Россия. 1913г. ", к началу XX в. Из общей сети железных дорог в 68270 верст частным обществам принадлежало только 22086 версты. Таким образом, у казны было сосредоточено 2/3 всей сети железных дорог.

Культура и этническая история скифов-саков
Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Никши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда – носящие остроконечные шапки, хаомоварга – изготовляющие напиток хаому, парадрайя – заморские, даха (дом) ...

Лука Александрович в событиях 14 декабря 1825 года
В мятеже, получившем впоследствии название «Восстание декабристов», принимали участие и офицеры Лейб-гвардии Измайловского полка. Измайловскому полку в восстании отводилась главная роль - в день мятежа Измайловский полк должен был возглавить офицер Нижегородского драгунского полка А.И.Якубович, с которым он должен был захватить Зимний ...

Возникновение приказов
Образование Русского государства, рост производительных сил в нем, развитие товарно-денежных отношений, формирование национального рынка ломали старый вотчинно-феодальный строй управления государством, как личным хозяйством московских царей, "приказывавших" заведывание его отдельными частями своим личным слугам. От "прика ...