Социально-политическое развитиеСтраница 4
Репрессии коснулись командных кадров Красной Армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер). В 1938 г. был сфабрикован еще один политический процесс по делу «антисоветского правотроцкистского блока» (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.). Подсудимых обвиняли в намерении ликвидировать существующий в СССР общественный и государственный строй, реставрировать капитализм. Добиться этой цели они якобы предполагали средствами шпионской и диверсионной деятельности, путем подрыва экономики страны. Все эти акции проходили с нарушением норм правосудия и завершились расстрелом осужденных. Самая свежая информация аймак перегревается здесь.
По ложным доносам и обвинениям в «контрреволюционной» деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных использовался на лесоповалах, строительстве новых заводов и железных дорог. К концу 30-х годов система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 839,4 тыс. — в конце 1935 г. и до 996,4 тыс. — в конце 1937 г. (официальные данные). Однако общее количество жертв репрессий было значительно больше. Одним из косвенных показателей масштабов репрессий служат данные о динамике численности населения в СССР. С 1 января 1929 г. по 1 января 1933 г. количество жителей увеличилось на 11 млн. человек. С 1 января 1933 г. по декабрь 1937 г. население сократилось почти на 2 млн.
Отношение государства к религии. В конце 20-х годов усилилось государственное регулирование деятельности религиозных объединений.
К этому времени почти все религиозные организации объявили о своей лояльности к новому строю. Началась разработка союзного закона о религиозных культах. Обсуждение его проекта проводилось в ведомствах, осуществляющих «церковную политику»: НКВД, Президиуме ЦИК СССР. В ходе обсуждения развернулась дискуссия о перспективах религии в советском обществе, о характере деятельности культовых организаций, о формах антирелигиозной пропаганды. Утверждалось, что работа многих церковных общин приобрела антисоветский характер.
Предлагалось усилить борьбу с ними как с контрреволюционной силой.
Было решено сохранить существующее в республиках законодательство по отношению к религии. А 400 Весной 1930 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях». Вводился запрет на хозяйственную (создание кооперативов) и благотворительную работу общин. Запрещалось преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях — государственных, общественных, частных. Для связи с религиозными организациями создавалась комиссия по вопросам культа при ВЦИК. В нее вошли представители наркоматов юстиции, внутренних дел, просвещения, ОПТУ. Позднее комиссия была преобразована в общесоюзную при Президиуме ЦИК СССР (председателем ее стал П.А. Красиков).
Усилилась пропагандистская кампания с разъяснением населению «несостоятельности» религиозных вероучений. Центром атеистической пропаганды являлся «Союз воинствующих безбожников», возглавляемый публицистом и автором многих антирелигиозных книг Ем. Ярославским. Союз издавал многотысячными тиражами газеты и журналы («Воинствующий атеизм», «Безбожник у станка», «Антирелигиозник», «Юные безбожники» и др.). Создавались антирелигиозные музеи и выставки, организовывались курсы для подготовки пропагандистов атеизма. П съезд Союза безбожников ( 1929 г.) провозгласил атеистическую работу важнейшим участком классовой борьбы. Борьба с религией объявлялась борьбой за социализм.
В феврале 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Местным органам власти рекомендовалось усилить контроль за составом руководителей общин. «Враждебных» советскому строю лиц предлагалось исключить из актива религиозных объединений.
Участились целенаправленные репрессии против духовенства. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы страны. Был упрощен порядок закрытия церквей: решение этого вопроса передавалось облисполкомам и крайисполкомам Советов. В середине 30-х годов число действующих культовых зданий (храмов, церквей, мечетей, синагог и др.) составляло 28,5% имевшихся в дореволюционной России. В связи с этим ЦИК счел нужным упразднить созданную ранее комиссию по вопросам культа. В новую Конституцию СССР не было включено положение о свободе религиозной пропаганды.
Административные реформы. Укрепление абсолютизма
Улучшение положения на театре военных действий позволило правительству перейти к административным преобразованиям. Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII века, оказалась уязвимым звеном государственного аппарата. Она не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян, оказалась неспособной предотвратить астраха ...
Гуманистическая историография
В рамках широкого идейного течения гуманизма с начала XV в. стала развиваться и гуманистическая историография, внесшая много нового в развитие исторической мысли, методов изучения истории, в накопление исторических знаний, литературный стиль исторических трудов. Гуманистическая историография в разных странах Западной Европы имела различ ...
Формы межэтнических конфликтов
Самый простой принцип определения формы этнического конфликта — это от несение его к ненасильственным или насильственным. Но те и другие бывают разными. Центр этнополитических и региональных исследований среди насильственных конфликтов на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья выделил следующие[13]:
Региональные вой ...