Третий этап революции
Страница 1

Революция в Иране » Третий этап революции

В апреле 1909 года в результате блокады сторонниками шаха в Тебризе разразился голод. Под предлогом защиты европейцев Тебриза в город с согласия англичан вошли русские войска. Город, подвергшийся блокаде монархистов, находился после провала последней попытки прорвать блокаду (7 апреля), на грани падения. 7 апреля представители европейских держав добились от шаха согласия на шестидневное перемирие, рассчитывая доставить в город продовольствие. 12 апреля русские войска вошли в Тебриз, шахским же силам войти в город не было разрешено. Тем самым почти все иранские революционеры, включая руководителей восстания, остались на свободе, даже сохранив оружие. Правда, были сделаны попытки арестовать подданных России, но настолько вялые, что почти всем им удалось скрыться.

Иранским и российским революционерам удалось перебазироваться в Решт, где они соединились с местными антиправительственными силами, а потом совместно наступали на Тегеран с севера. Англия поощряла умеренных конституционалистов в их борьбе с шахом, из-за его (шаха) чрезмерного сближения с Россией. Кроме того, нельзя не отметить активное участие в революции приняли подданных России, особенно закавказских революционеров, количество которых возросло после поражения первой русской революции 1905-07 годов.

Потерпевшие поражение на Родине, многие из закавказских большевиков устремляются на территорию Ирана. Особая эффективность революционной пропаганды объясняется тем, что в немалой степени она осуществлялась представителями турецкого населения Закавказья среди родственного им этноса, проживавшего на севере Ирана. Ещё до 1905 года революционные организации Баку вели пропаганду среди иранских отходников в России. В 1904 году Н. Нариманов создал организацию "Хеммат", целью которой было ведение пропаганды среди мусульманских рабочих. Под влияние "Хеммат" попало и определённое количество отходников из Ирана.

В 1904 году под руководством Нариманова создаётся "Джамийате Эджмайуне Амийун" - Социал-демократическая партия Ирана, формальными основателями которой стали эмигранты из этой страны, ранее принимавшие активное участие в деятельности РСДРП.

Важную роль в организации СДПИ сыграли Н. Нариманов, М. Азизбеков, И. Сталин и другие. Так, Н. Нариманов инструктировал и отправлял на родину иранского инженера Хайдар-Хана Аму Оглы, личного друга Сталина. Аму Оглы должен был создать в Иране сеть партийных организаций. Помощь из России иранским революционерам шла постоянно.

Осенью 1909 года, вскоре после свержения Мохаммед-Али-шаха решением комитета большевиков Баку в Иран был направлен видный партийный деятель Г.К. Орджоникидзе (Серго). Его задачей было ведение организационной, идейно-политической и пропагандисткой работы среди участников революционных выступлений на севере Ирана. Окончательно Орджоникидзе покинул Иран летом 1910 года.

Говоря об иранской революции 1905-11 гг. нельзя оставить без внимания и т.н. "третью коалицию", важную часть иранского общества того времени. Имеется в виду, демократически настроенная интеллигенция нескольких крупных городов страны (прежде всего, Тегерана) и выходцы из аристократических семей, исповедовавшие либеральные воззрения.

Интеллигенция выступала более радикально, была настроена на борьбу с абсолютизмом, за установление буржуазных прав и свобод, гарантированных конституцией, созыв меджлиса. Эта часть иранского общества приветствовала силовые меры давления: митинги, забастовки, сидение в бесте. Приобщённая к европейской культуре аристократия выступала за преобразование деспотической монархии в конституционную. Она отвергала силовой нажим, считала, что свободы не могут быть вырваны у него (шаха), а должны быть пожалованы государём своему народу".

Аристократы оказывали определенное воздействие на Мозаффар эд-Дин-шаха, объясняя ему преимущества ограниченной монархии. Многие из них являлись членами иранской масонской ложи. Одним из высокопоставленных масонов был Ахмед Кавам-ос-Салтане, секретарь кронпринца в Тебризе.

Страницы: 1 2

Возникновение монашества и его роль в социально-экономической структуре древнерусского общества. Появление монастырей на Руси
«Как слабо было прежде в языческом обществе влияние волхвов, так могущественно явилось теперь влияние христианского духовенства»[1]- такими словами описывает появление христианства на Руси Соловьев С.М. Первые христианские монастыри появились в III-IV вв. в Египте как отдельное поселение отшельников. Оттуда монашество быстро стало расп ...

Абу Райхан Беруни
Первая половина XI века и предшествовавшие ему два столетия характеризовались бурным развитием культуры народов Ближнего Востока и Средней Азии. Создание и развитие больших городов, цветущих оазисов, ирригационных систем, формирование международных торговых путей, строительство дворцов и храмов стимулировали исследования в области матем ...

Обострение классовой борьбы. Восстания крестьян и ремесленников.
В XVII веке и особенно в XVIII веке Османская империя находилась в состоянии глубочайшего внутреннего кризиса. Изменение характера военно-ленного землевладения, резкое усиление эксплуатации крестьянства определили застой и упадок производительных сил страны. Разоряемое неограниченными поборами, крестьянство лишено было возможности обесп ...