Дворянство при Павле I

В 1796 году, после смерти Екатерины Великой, престол занял Павел I. В первые же месяцы проявилась тенденция контрреформаторского характера, направленная против преобразований его предшественницы. Из-за конфликта с матерью он считал все ее реформы вредными и заслуживающими уничтожения.

Практически первыми же указами Павел постарался разрушить созданную Екатериной систему власти. Он восстановил упраздненные в ходе губернской реформы коллегии, причем они должны были иметь тот же статус, что и до 1775 года, однако с учетом того, что вошло в грамоты 1785 года. Указами 1798 - 1799 гг., по сути, было уничтожено сословное самоуправление в городах и губерниях, ограничены права уездных дворянских собраний. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года были отменены. Рассматривая дворянство как сословие, главным делом которого является служба монарху, Павел ограничивал сословные привилегии для не служащих дворян. Дворянство лишилось даже свободы от телесных наказаний.

Противоречивость политики в отношении крестьянства также проявилась уже в самом начале правления. "Повелеваем, чтоб все помещикам принадлежащие крестьяне, спокойно пребывая в прежнем их звании, были послушны помещикам своим в оброках, работах и, словом, всякого рода крестьянских повинностях" - писал Павел в Манифесте 1797 года. Он же был убежден, что помещики лучше заботятся о своих крестьянах, нежели государство. Поэтому происходила массовая раздача крестьян в частные руки. По некоторым данным за время его правления было передано около 600 тысяч крестьян. Однако одновременно с этим Павел I осознавал опасность чрезмерного усиления крепостнического режима. Кроме того, крепостные для него были не просто собственностью помещиков, но и подданными. Этим объясняется и то, что впервые в Российской империи крепостные приносили присягу новому императору наряду с вольными. Этим подчеркивалось, что они в первую очередь подданные не помещика, а царя. К тому же Павел не мог не понимать, что безграничность и бесконтрольность власти помещиков над крепостными ведут к усилению самостоятельности и независимости дворянства от царской власти, что противоречило его убеждениям. Уже в феврале 1797 года Павел подписал указ о запрете продажи крестьян с аукциона без земли. Этот год известен также появлением Манифеста о трехдневной барщине. Этот указ вызвал множество споров и разногласий среди историков. Так, Семевский рассматривал его прежде всего с точки зрения движения к ликвидации крепостничества и потому полагал, что "это была первая попытка ограничения повинностей крепостных крестьян". Действительно, Манифест представлял собой прямое вмешательство государства во взаимоотношения помещиков с крепостными и попытку их регулировать. Однако в самом Манифесте об ограничении барщины тремя днями говорится как о желательном, более рациональном распределении рабочего времени. В качестве ни к чему не обязывающего пожелания Манифест рассматривал Клочков.

Характер политики Павла по отношению к дворянству оценивается историками по-разному. Так, Окунь был склонен считать ущемление дворянских прав незначительным не имеющим принципиального значения. Эйдельман, напротив, считал такую политику причиной свержения Павла. Но объективно, политика Павла I действительно ущемляла дворянство, ограничивала те его права, которые оно завоевало в нелегкой борьбе с государством. По существу она покушалась на статус дворянства, пытаясь вернуть его к состоянию времени Петра Великого.

О расположении в лагерях
Пpи pасположении на ночлегах и лагеpем в военное вpемя стан войск охpанялся особой стpажей. Пpи Тимуpе, когда он сам начальствовал своими войсками, для охpанения стана от внезапных нападений назначалось 12.000 конницы; из них по 3.000 назначалось на каждый фас. (стан Тимуpа в том случае окапывался pвами и укpеплялся тыном и щитами). Вой ...

Упадок культуры.
Глубокий кризис феодальных отношений затронул все стороны жизни Османской империи. Главная и решающая причина упадка крылась в особенностях ее социально-экономического развития. Оно определялось глубоким конфликтом между производительными силами и феодальными производственными отношениями, оковывавшими их развитие. Это определило эконом ...

Пирамида Джосера.
Самая древняя пирамида - пирамида фараона Джосера - была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались ...