Заключение

За период с IX по конец XIII вв. Русь прошла огромный путь от племенных союзов восточнославянских племен, выплачивающих дань соседним государствам до крупнейшей средневековой державы Восточной Европы. Но гораздо больший путь, чем в реальном мире, Древняя Русь проделала в сознании и идеологических построениях окружающих ее народов.

Наиболее значимые трансформации представлений о Руси в период Средневековья проходили, в основном, по линиям «язычество – христианство», «варварство – цивилизация», «подчинение – независимость». Все эти три фактора во взаимодействии образовывали целостную средневековую «систему восприятия». Текущая политическая ситуация учитывалась средневековыми авторами избирательно.

Исходя из этих принципов, Русь воспринималась книжной традицией через призму стереотипов, касавшихся всех сфер общественной и духовной жизни. На основании традиционного восприятия мы можем выявить две основные трансформации представлений о Руси (IX – X и XIII вв.), отмеченные окружавшими ее сверхполитическими конфессиальными пространствами. Стереотипы отношений к Руси последовательно существовали на протяжение в среднем 200 лет, сменяясь через определенный «период трансформации» другим набором, который отличается от предыдущего во многих существенных чертах.

Древняя Русь сохранила свой самобытный политический строй, церковь, независимую от папства и относительно самостоятельную по отношению к константинопольской патриархии, отстояла свои границы от агрессии, создала и сохранила неповторимую оригинальную культуру, выразившуюся в древнерусской живописи, скульптуре и архитектуре, в фольклоре и литературе.

Размещено на Allbest.ru

[1] Древняя Русь в свете зарубежных источников. М, 2001.

Политическая платформа меньшевизма и внутрипартийная деструкция после октября 1917 г.
После 25 октября 1917 г. все течения РСДРП(о) – и центристы, и интернационалисты, и оборонцы – были едины в том, что захват власти большевистской партией стал политическим поражением меньшевизма. «После Октябрьской революции меньшевистская партия оказалась на стороне выступавших против Советов контрреволюционных сил»,[9] – пишет Л. М. С ...

Венчание на царство
Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их – Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян значительной части боярства и духовенства. В декабре 1546 г. москвичи были приятно удивл ...

Типологизация межэтнических конфликтов
Есть два принципа классификации межэтнических конфликтов: один — по характеру действий конфликтующих сторон; второй — по содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона[9]. Одними из первых межэтнические конфликты типологизировали Э.А. Паин и А.А. Попов, во всяком случае, они опубликовали первую стат ...