Заключение

За период с IX по конец XIII вв. Русь прошла огромный путь от племенных союзов восточнославянских племен, выплачивающих дань соседним государствам до крупнейшей средневековой державы Восточной Европы. Но гораздо больший путь, чем в реальном мире, Древняя Русь проделала в сознании и идеологических построениях окружающих ее народов.

Наиболее значимые трансформации представлений о Руси в период Средневековья проходили, в основном, по линиям «язычество – христианство», «варварство – цивилизация», «подчинение – независимость». Все эти три фактора во взаимодействии образовывали целостную средневековую «систему восприятия». Текущая политическая ситуация учитывалась средневековыми авторами избирательно.

Исходя из этих принципов, Русь воспринималась книжной традицией через призму стереотипов, касавшихся всех сфер общественной и духовной жизни. На основании традиционного восприятия мы можем выявить две основные трансформации представлений о Руси (IX – X и XIII вв.), отмеченные окружавшими ее сверхполитическими конфессиальными пространствами. Стереотипы отношений к Руси последовательно существовали на протяжение в среднем 200 лет, сменяясь через определенный «период трансформации» другим набором, который отличается от предыдущего во многих существенных чертах.

Древняя Русь сохранила свой самобытный политический строй, церковь, независимую от папства и относительно самостоятельную по отношению к константинопольской патриархии, отстояла свои границы от агрессии, создала и сохранила неповторимую оригинальную культуру, выразившуюся в древнерусской живописи, скульптуре и архитектуре, в фольклоре и литературе.

Размещено на Allbest.ru

[1] Древняя Русь в свете зарубежных источников. М, 2001.

Пожар в Зимнем дворце
В морозный вечер 17 декабря 1838 г. светский Петербург спешил па балетное представление «Восстание в Серале» с участием знаменитой итальянской танцовщицы Марии Тальони. К подъезду императорского театра, тускло освещенного масляными фонарями, тянулась вереница зимних экипажей, в которых восседала знать северной столицы: разодетые дамы, в ...

Социально-экономический строй Киевской Руси
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами был ...

Установление сталинской диктатуры.
Разгром «правых» происходил под аккомпанемент обвального крушения нэпа по всем направлениям хозяйственной и социальной политики. Зерновой кризис, хлебный кризис означал конец нэпа. В ходе развернувшихся новых дискуссий решился вопрос о том, что выход в сложившейся обстановке – в государственной плановой системе хозяйства, ограничивающей ...