История одесской почты
Страница 1

Учебные материалы » История одесской почты

Почта в Одессе возникла одновременно с городом. Еще в 1794 году в Хаджибее, как тогда называлась Одесса, была учреждена почтовая экспедиция, причем, как прием, так и получение писем производились 2 раза в неделю. При экспедиции существовала и почтовая станция, содержание которой сдавалось в подряд.

Среди статистических данных деятельности Одессы за 1802 г. приводятся следующие городские расходы: на наем двора для почтовой станции – 242 р., на содержание почтовой станции – 2116 р. 50 коп. на жалование провожатым при почтовых суммах – 426 р. 67 коп. Для сравнения можно привести годовые расходы на устройство городских колодцев – 248 р., на жалование городскому лекарю – 100 р., городским трубочистам – 10 р.

В 1803 г. в инструкции для первого градоначальника Одессы герцога А.Э. Ришелье наряду с важными объектами надзора числилась и почтовая контора.

Первая почтовая контора в Одессе была открыта в 1816 г. Она была учреждена указом от 16 октября 1816 года и называлась Одесская пограничная почтовая контора.

В почтовом словаре Российского государства, изданном в 1826 г. в Санкт-Петербурге, отмечается, что в Одессе, городе Херсонской губернии, есть Одесская портовая почтовая контора, под непосредственным ведомством Малороссийского почтамта. Дорога от нее в города: Николаев, Тирасполь, Овидиополь, Балту, Вознесенск, Ольвиополь.

До 1823 г. почтовая контора своего постоянного здания не имела. В 1823 г. на суммы земского сбора был для Одесской почтовой станции и почтовой конторы приобретен дом на углу Екатерининской и Жуковского (там где сейчас находится Одесская городская телефонная сеть). Со временем помещение было расширено за счет приобретения участка по Екатерининской улице и постройкой флигеля по фасаду этой улицы и вглубь. В этом здании почтамт находился до 1898 г., когда он переехал в новое помещение на ул. Садовую. А сама улица, на которой размещалась почта, стала называться Почтовой.

По свидетельству современников в 20-е годы ХІХ ст. проезд по Почтовой улице в распутицу был настолько опасен, что его запирали цепью.

В Новороссийском календаре на 1836 год, изданном в Одессе в 1835 г. приводятся все сведения, касающиеся работы почты в Одессе: почтовая такса, расстояния Одессы от главных городов Новосибирского края и главных городов России, время прихода и отхода почты, сведения о почтовых лошадях и т.д.

Из этих сведений можно узнать, что почта отправлялась по направлениям 2 раза в неделю и принималась в эти же дни в определенные часы, существовала твердая такса за отправку писем и посылок в различные места России, например, за пересылку в Бессарабию взимались 30 коп., за 1 лот с письма и 1 фунт посылки, в Московскую губернию – 70 коп., в С.-Петербургскую – 100 коп.

Приводились также пути следования почтовых дилижансов с указанием всех населенных пунктов и расстояние между ними, трактиров, постоялых дворов и т.д.

Здесь же была таблица, в которой указывалось по сколько почтовых лошадей впрягать в различные экипажи в разное время года. Так, если в почтовую кибитку для одного пассажира впрягалось 2 лошади, то в четырехместную карету с одним чемоданом и сундуком или 2-мя чемоданами без сундука для пяти и шести пассажиров в весенне-летний сезон положено было впрягать 9 лошадей.

В 20-е годы ХІХ в. почтальоны носили темно-зеленый мундир курьеров военной коллегии и рейтузы из серого сукна, картуз с медным государственным гербом и султаном из зеленых и черных перьев. В дороге почтальону полагалась сабля, и в городе полагалось носить на черной лакированной портупее кортик. На ноги одевались полусапожки со шпорами. Такая форма с небольшими изменениями просуществовала до начала второй половины ХІХ столетия.

В 1828 году появилось черноморское почтовое пароходство, соединившее Одессу постоянными рейсами с Константинополем и Редут Кале (Кавказ), для чего были куплены 3 парохода.

С 1830 г. в почтовых конторах вводятся новые должности. В почтамтах: ревизоры, контролеры, сортировщики, разборщики, приемщики и присяжные (при казначействе), в прочих почтовых учреждениях – экспедиторы, контролеры, сортировщики и унтер-офицеры.Так в Новороссийский календарь на 1836 г. попали следующие одесские почтовые чиновники: окружной пост-инспектор УП округа и его помощник, почтмейстер губернской почтовой конторы и его помощник, а также почтмейстер пограничной почтовой конторы, его помощник, контролер, 2 экспедитора и письмоводитель.

С 1843 г. на почте было введено единообразие по оплате почтовых отправлений независимо от того, в какую часть России письмо или посылка отправлялась, учитывалось только расстояние.

Однообразная весовая такса дала возможность ввести штемпельные конверты, которые были введены законом от 26 января 1848 г. штемпельные конверты были выпущены трех родов: в 10, 20 и 30 коп. Фактически конверты подготовили переход к марочной оплате весового сбора. Почтовые марки в России были введены в 1858 году. Марки гасились специальными штемпелями. В Одессе штемпель пограничной почтовой конторы выглядел в виде овала из трех рядов точек с цифрой «6» в центре, а рядом ставился штемпель с датой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Политика и стратегия европейских монархических держав
Сточный вопрос всегда волновал европейские монархии, которые статрались держать руку на пульсе восточных событий. Борьба европейских монархий с революцией лишь на время отвлекла их от восточных дел. Задушив совместны ми усилиями революцию 1848—1849 гг., державы Священного союза вновь обратились к восточному вопросу, и сразу бывшие союзн ...

Тохтамыш и Тимур
Хан Тохтамыш, объединивший Белую, Синюю и Золотую Орду и тем самым восстановивший улус Джучиев, не сумел сохранить с таким трудом завоеванную власть. Виной тому была все та же ограниченность Тохтамыша как политика. Вспомним, что возвышением в Орде Тохтамыш первоначально был обязан помощи Тимура. Встав во главе Джучиева улуса, он не мог ...

Разгром «правого уклона».
Начиная с 1926 г., наметились признаки изменения «генеральной линии». На словах ещё сохранялась верность нэповским традициям, но на деле проводилась политика, ведущая к их свёртыванию. На протяжении 1926 – 1927 гг. можно отчётливо проследить нарастание элементов централизации и административного нажима по всем направлениям государственн ...