История одесской почты
Страница 3

Учебные материалы » История одесской почты

Условия работы почтовых работников были далеки от идеальных. С 1830 г. под конец 1860-х годов не изменились ни штаты, ни оклады. Возросшая в несколько раз корреспонденция занимала гораздо больше времени и превратила рабочий день почтового чиновника в «почти бессменное дежурство». В официальной докладной записке царю Александру ІІ было сказано «У почтовых чиновников нет в году дней, в которые бы они освобождались от занятий. У многих нередко, у других постоянно ночной сон прерывается приходом и отправлением почт и эстафет». По вычислению главного управления почт труд почтовых чиновников простирался от 12 до 18 часов в сутки.

Не менее тяжелы были условия работы почтальонов: они по несколько раз в день разносили на плечах тяжелую корреспонденцию, общий вес которой в день иногда достигал нескольких пудов. И здесь рабочий день продолжался до 16 часов, а обход участка составлял иногда от 20 до 30 верст в день (по длине улиц). Оклады почтовиков были очень малы по сравнению с окладами чиновников других ведомств. В 60-е годы ХІХ ст. станционный смотритель получал в день всего 11 коп. чиновнику того же 14-го класса, посаженному под арест, полагалось выдавать кормовых денег по 12 коп. в день.

Новые штаты с повышенными окладами были утверждены в 1872 г.

В целом работа одесской почты удовлетворяла жителей и гостей города. В «Одесской старине», изданной в 1869 г., отмечается, что круг деятельности почтовой конторы превышает все губернские в России почтовые конторы и уступает лишь столичным подобным департаментам. «Все, имевшие с этою конторою дело, с признательностью вспоминают баспрестанную услужливость почтенных чиновников».

Но город рос, рос поток корреспонденции, увеличивалось количество почтовых операций и в «Мнении Одесского биржевого комитета по вопросу: какие недостатки усложняют корреспонденцию по почтовому ведомству (1882 г.) отмечается: недостаточность и не гигиеничность помещений, отсутствие артели письмоносцев, невозможность перевода денег по почте, слишком малые суммы для ценных пакетов (15000 р.) и посылок (5000 р.), невозможность страхования пересылаемых ценностей и т.д.

В сборнике В. Коханского «Одесса и ее окрестности» за 1889–1890 годы указывается уже 2 почтовых отделения: 1-е – угол Нежинской и Конной №19 и 2-е по Колонтаевской, 39.

И уже через год в подобном издании отмечено 3-е отделение по Ланжероновской, 9.

Вся работа почты была строго регламентирована. Любое нарушение и отклонение от правил было наказуемо. Например, в «Сборнике постановлений и распоряжений по почтово-телеграфному ведомству» (1885 г.) отмечалось: «Почтальоны и другие почтовые служащие за грубое обхождение с приходящими на почту, за неточное исполнение обязанностей службы и другие упущения и проступки… подвергаются: или аресту от одного до двух дней, или же назначению в сторожа или караульные».

Публиковались почтовые правила и для посетителей. Так, в 1890 г. в Одессе была издана книга «Главнейшие почтовые правила. Справочная книжка для публики», которую составил почтово-телеграфный чиновник П. Китайцев. Среди перечисленных правил и положений встречаются очень любопытные. Например, вес простого закрытого письма мог быть до 1 фунта (400 гр.) причем почтальонам прием писем запрещался-либо в ящик, либо в руки почтовому чиновнику. Посылки на почту представлялись окончательно заделанными, за исключением посылок с книгами, которые пересылались по уменьшенной таксе. Все посылки ограничивались тремя пудами включительно (48 кг.). адрес на письмах за границу должен был быть написан на французском языке, но название государства, города имени и фамилии адресата обозначено также и по-русски и т.д.

О расширении почтовых операций в Одессе и нехватке обученных кадров свидетельствует и то, что в 1890 году был открыт почтово-телеграфный класс при Одесском городском шестиклассном училище.

В 1894 г. 15 августа были открыты еще 2 новых почтовых отделения: 4-е – вблизи Александровского парка (Маразлиевская, 34) и 5-е возле товарного вокзала (Степовая, 48).

К концу ХІХ века Одесса занимала 4-е место по количеству населения в России и насчитывала 450 тысяч жителей. Помещение старой почтовой конторы становится тесным для растущего города. Почтовая, телефонная и телеграфная службы разбросаны по городу. Для помещения телеграфной конторы снимался внаем частный дом. В скором времени ожидался переход в казну и телефонной линии. Городу необходимо было новое специальное здание для почтово-телеграфных учреждений.

В 1891 г. в Одессе было отправлено различной корреспонденции:

Внутренней – 6,5 млн. и международной 1,5 млн., и получено внутренней – 4,5 млн. и международной – 2 млн.

В 1891 г. городские власти начали подыскивать место для Почтамта. Было много предложений. Так, например, участок на Куликовом поле у вокзала симметрично с строящимся окружным судом, был отклонен, т. к. расположение центрального почтамта «на окраине города считалось не соответственным». Была создана специальная комиссия, которая остановила свое внимание на удобном месте по Садовой улице. Казна приобрела этот участок с имевшимися на нем строениями за 140 тыс. руб. и заказала проект здания для Почтово-Телеграфно-Телефонных учреждений в г. Одессе с помещениями для Управления округа и квартир для служащих архитектору В.Ф. Харламову, который до этого проектировал почтамты в Ковно, Гродно, Киеве, Чите, Екатеринославе и др. полностью отработанный проект был представлен почтовому начальству в С.-Петербурге в ноябре 1893 г. в журнале «Зодчий» за 1894 г. №5 есть подробное описание проекта с иллюстрациями. 2 апреля 1896 года произошла закладка здания нового Почтамта. Все строительство нового здания велось ровно 2 года. И, наконец, одесские газеты запестрели радостными сообщениями. В «Одесской газете» за 25 апреля 1898 г.: «24 апреля состоялось открытие и частное освящение нового здания почтовой конторы. Ровно к 7 часам утра (!) в новое здание прибыли: председатель строительной комиссии граф П.П. Шувалов, бывший Одесский градоначальник П.А. Зеленый, начальник от почтово-телеграфного округа, все почтовые и телеграфные чиновники…, ст. цензор при почтовой конторе…, академик В.Ф. Храламов…

Страницы: 1 2 3 4 5

Развитие транспорта
Расширение товарного рынка требовало и развитие транспорта. Важную роль в экономике края по-прежнему играла Волга, соединявшая Саратовскую губернию с центральными областями государства, морскими портами Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. Грузовой объем перевозок по Волге и ее притокам в 40-х годах составлял 70-80 милл ...

Противоречия в строе губернских учреждений
Легко заметить прежде всего необычайную сложность созданного Екатериной губернского правительственного механизма. Мысль о том , что каждый должен судиться себе равным, высказанная в «Наказе» , не была последовательно проведена в губернских учреждениях . Высшие губернские места не имели сословного характера, но правительство набирало ли ...

Английский абсолютизм при Генрихе VII и Генрихе VIII
При королевском дворе между знатными феодалами шла острая борьба за власть. Через два года после окончания Столетней войны в Англии началась война внутри государства. Феодалы разделились на две враждующие группы; каждая поддерживала одну из знатных семей, которые боролись между собой за престол. Так как в гербе одной семьи была изображе ...