Народная борьба против фашистов на Дисненщине. Зарождение
и рост подпольной борьбыСтраница 2
По заданию подпольного райкома партии Николай Федорец устроился бригадиром строительной бригады: в лесу нужны были не только оружие и боеприпасы, но и бумага для листовок, карандаши, соль, обувь. А на этой должности и достать все это было несколько легче и передать в отряд. «только вот не припомню, что они хоть что – либо построили. Больше руины разбирали»,- говорит его жена Федорец Н.Е.[8, с.317]. Владимир Заяц выполнял задания разведчика отряда №3 4-й Белорусской партизанской бригады. Сначала Владимир работал в паре Ией Лапицкой, работающей в то время в управе. Он забирал у нее пакеты, патроны и через М.В. Свяцкого передавал в отряд. Но частые визиты к Ие могли насторожить немцев, поэтому Владимиру было дано другое задание: он встречался с Владимиром Редькой и Геннадием Тараракой, работающими в Дисненской управе, приносил им задания партизанского командования, они передавали сведения об укреплении гарнизона и др.[8, с.319]. Купить дизельная насосная установка.
Очень интересная судьба в подпольной борьбе с фашистами у Глафиры Римденок. После работы в Николаевской подпольной организации Г. Римденок вливается в Дисненскую подпольную группу, много делает по организации группы, выполняет задания связной, потом агентурной разведчицы бригады «Октябрь», после начинает работать и на 4-ую Белорусскую партизанскую бригаду. При разгроме бригадой гарнизонов в Дисне, Лихачах Римденок обеспечила командование бригады ценными разведданными. Гитлеровцы напали на след Римденок, но опытная разведчица сумела уйти в отряд. Будучи в 3-ем отряде 4-ой Белорусской партизанской бригаде Глафира участвует во многих боевых операциях и часто ходит в разведку. Вместе с отрядом и штабом бригады в дни майской (1944) карательной экспедиции в районе Багна – Мох попала в плотное вражеское кольцо. От расстрела спас немецкий паспорт, с которым она так часто ходила в разведку. Поэтому вместе с гражданским населением ее вывезли в Германию. На родину возвратилась в 1945 году[8, с.317-319].
Надо справедливо заметить, что подпольная работа в тылу врага в свое время не могла быть официально запротоколирована: любое письменное свидетельство стоило жизни. Партизанские архивы почти не сохранились из-за карательных экспедиций и блокады в мае – июне 1944 года, а отчеты бригад, подготовленные после освобождения, не отображают полностью масштаб борьбы против захватчиков, тем более маленьких городов и районов, особенно Запада нынешней Витебской области. Поэтому картина борьбы на Дисненщине пришлось собирать по крупицам: использовать воспоминания ветеранов войны, их дневники, краткие архивные данные и т.п.
Вот что рассказывает о себе бывшая подпольщица Дисненского подполья Зоя Васильевна Шкиленок (ныне медсестра – пенсионерка д. Язно): 31 марта 1944 года немцы, выследив юную подпольщицу, схватили ее. Ей было всего 15 лет. Через сестру Тамару, которая была в партизанах (бригада «Октябрь», которой командовал Юрченко – Ветров) юная подпольщица сообщала в лес, где местное население прятало оружие, боеприпасы, одежду, подобранные на местах былых боев[8, с.317]. Зою отвезли в Верхнедвинскую тюрьму. Сначала она сидела в одиночке, потом в общей камере. И она была свидетелем, как однажды ночью Ие Лапицкой, Марии Лисовской, Любе Лущик, Николаю Федорцу, и еще кому – то пятому связали руки и посадили в крытую машину. Было 4 часа утра 28 апреля 1944 года. Она видела, как позднее, днем, выводили из тюрьмы мужа и жену Орловских, Щербицкого и других узников на расстрел[8, с.317]. Очередь самой подошла 6 мая. Вместе с другими девочками-подростками ее посадили в вагон, шедший в Германию. Очутилась в концлагере около города Зиген, где ее освободили американцы. Домой возвратилась только осенью 1945 года[8, с.318].
Поддерживающая сила древних родовых обычаев. Род –
основной фактор социальной взаимопомощи.
Прародители славян – сколоты, венеды, и сами древние славяне жили родовой организацией, родовыми общинами. Основными их занятиями являлись вначале охота, а затем земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она явл ...
Ваныкин
Широкую известность в Туле имел капиталист-меценат Дмитрий Яковлевич Ваныкин, родившийся в 1816 году. Он происходил из известного купеческого рода. Его отец был потомственным тульским предпринимателем. Мать также из влиятельного тульского купеческого рода Красноглазовых, прославленных меценатов. После смерти родителей Дмитрий объединил ...
Славянские верховные Божества.
Мифологическое мышление славян связано с определенной моделью действий по защите и охране коллектива, отдельного индивида. Архетип действий, поступка осуществляется богом, героем, предком. Именно они в ритуальной форме «помогают» общности «выстраивать» философию помощи, а подражание им формирует нормы альтруистических поступков группы. ...