Начало общественно - политической деятельности В.Г. Белинского. Истоки. Кружок Станкевича
Страница 3

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Начало общественно - политической деятельности В.Г. Белинского. Истоки. Кружок Станкевича

Эта юношеская драма Белинского переполнена трескучими монологами, драматическими эффектами и вообще является вполне незрелым, почти детским произведением; но тем не менее ее следует признать произведением чрезвычайной важности для характеристики всего Белинского и его дальнейшего мировоззрения. Сущность драмы не столько в постановке вопроса социального, сколько этического, философского и религиозного: мало того, что люди тираны, кровопийцы, рабовладельцы; не таким ли является и Бог, который позволяет свершиться тому, что свершилось с Дмитрием Калининым? И Дмитрий Калинин готов проклясть за это Бога: "Ты Существо Всевышнее, - восклицает Дмитрий, - скажи мне, насытилось ли Ты моими страданиями, натешилось ли моими муками, навеселилось ли моими воплями, упилось ли моими кровавыми слезами? Кто сделал меня преступником? Может ли слабый смертный избежать определенной ему участи? А кем определяется эта участь? О, я понимаю эту загадку! " И Калинин решает, что "Бог наш отдал нашу несчастную землю на откуп дьяволу". С этим сталкивается точка зрения добродетельного резонера драмы, друга Дмитрия - Сурского, который отстаивает веру в благость Промысла, веру в гармоничность мира и жизни. Таким образом в юношеском произведении Белинского были предвосхищены все три основные позднейшие взгляда его на мир, на жизнь и на человека. А, именно, до конца 30-х годов Белинский все ревностнее и горячее отстаивал в своей литературной деятельности эту точку зрения добродетельного резонера Сурского, оправдывая Бога и признавая разумным все существующее. В самом начале 40-х годов Белинский потерял эту свою веру и стал повторять в своих произведениях то, что некогда вложил в уста Дмитрия Калинина. И, наконец, во второй половине 40-х годов, придя к новой вере в нового Бога, - к вере в социальность, - в новые формы общественного устройства, Белинский только развивал те социальные мотивы, которые впервые прозвучали в его юношеской драме. И таким образом Дмитрий Калинин совершенно неожиданно для Белинского заключил в себе в зачаточном виде все дальнейшее развитие мировоззрения великого критика.

Цензурный комитет постановил пьесу запретить и рукопись её удержать в делах комитета. Товарищи Белинского в своих воспоминаниях , что профессора-цензоры обрушились на Белинского, пригрозили ему ссылкой в Сибирь, каторгой или солдатчиной; это так потрясло Белинского, что он в тот же день слег в больницу. Сперва это дело кончилось для Белинского сравнительно благополучно: "Начальство обо мне забыло и думать, - писал Белинский родителям в мае 1831 г., но тут же он прибавлял: - правда, при первом случае начальство не умедлит напомнить мне, что знает меня". И действительно, полтора года спустя Белинский был исключен из университета (в сентябре 32 г.) под предлогом "слабого здоровья и ограниченности способностей". Несомненно, что действительным предлогом было "дурное направление" Белинского, выразившееся в этой его юношеской трагедии "Дмитрий Калинин".Решение Цензурного комитета напрямую повлияло на исключение Белинского из университета.

Исключение Белинского из университета – яркий факт социальной биографии его поколения. Он и сам сознаёт, что изгнание из университета – политический акт, месть за вольнолюбивые настроения. Но именно эти первые удары, сознание своей враждебности всему бюрократически-чиновническому строю, закаляют и формируют его характер.

Важным этапом в формировании особой общественно – политической мысли Белинского стало вступление в кружок своекоштного студента Н.В. Станкевича (1813 – 1840). Ненависть к крепостному праву, помещичьему произволу и самодержавию связывала Станкевича и Белинского. Белинский сразу же внёс в беседы страстность философско – политических споров, близких к самым наболевшим и болезненным вопросам политической современности. Именно Белинскому кружок в значительной мере обязан приближением к животрепещущим проблемам жизни.

Кружку Станкевича – и прежде всего самому Станкевичу – принадлежит значительное место в том мучительном процессе поиска новых идейных путей, который характерен для Белинского. Он шёл своим путём, оказывая существенное влияние на весь кружок. В яростных спорах со всеми друзьями, с многими из которых он навсегда разойдётся, формировалось новое, самостоятельное мировоззрение молодого Белинского, с таким блеском и силой выраженное им в его будущих работах.

Страницы: 1 2 3 

Почему город назван "Мангазея"?
Одно из предположений, что своим необычным названием город обязан энецкому роду Монгкаси, обитавшему некогда в низовьях Таза. В новгородском предании XV века "Сказание о человецах незнаемых в восточной стране" о них сообщалось следующее: .за Югорскою землею над морем живут люди Самоедь, зовомы Могонзеи; а ядь их мясо оленье ...

Мир в зеркале мифов
Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его — от земли, кровь — от воды, кости — от камней, дыхание — от ветра, а глаза — от со ...

Поворот к реакции
К 1820 г. заметно определился поворот Александра I к реакции к реакции. Он явился ответом на ряд внешних и внутренних событий, которые произвели на Александра I глубокое впечатление. Наблюдательные современники, в первую очередь декабристы, связывали усиление реакционного политического курса Александра I с революционными потрясениями в ...