Начало общественно - политической деятельности В.Г. Белинского. Истоки. Кружок Станкевича
Страница 2

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Начало общественно - политической деятельности В.Г. Белинского. Истоки. Кружок Станкевича

Вступление в университетскую жизнь, еще недавно столь страстно манившую Белинского, очень скоро привело его не только к глубокому разочарованию, но и к прямому конфликту с представителями официальной науки. Наряду с прямым полицейским нажимом на учёных и науку, правительством Николая I была разработана система практических мероприятий, имевшая своей конечной целью оказёнить науку и её деятелей, с тем , чтобы полностью подчинить их своему политическому контролю и поставить на службу монархии. Таково было официальное направление университетского образования Николая I, и, разумеется, вполне закономерно, что Белинский прекрасно понимал, что форма науки в университете 30-х годов XIX столетия не имеет ничего с прогрессивной общественной и научной мыслью.

Московское студенчество хранило память о вольнолюбивых традициях, укрепившихся ещё в декабрьскую эпоху и проявлявшихся не раз в первое пятилетие после разгромов декабристов.

Прогрессивные тенденции в идейной жизни воспитанников Московского университета 30-х годов определялись, главным образом, разносословным составом студенчества. Социальный состав студентов был чрезвычайно пестрым, явно преобладали дети чиновников и притом главным образом чиновничьей мелкоты. Ещё в пору своего студенчества, в пьесе Дмитрий Калинин, белинский объяснял злобное отношение дворянских реакционных кругов к Московскому университету именно тем, что тот являлся своеобразной "ученой республикой", в которой уничтожались границы между сословиями.

Впоследствии, говоря о Московском университете, Белинский продолжал подчеркивать его значение как воспитательного центра для всех сословий. Среди этого поколения особая и огромная роль выпала на долю Белинского. Идейная жизнь московского студенчества и для Белинского являлась той политической школой, в которой складывались познания и убеждения будущего критика. Первым шагом этой молодёжи было столкновение с действительностью, необходимость самому прочувствовать воздействие действительности общества на личность, указать ложь, рану, страдания народа – таковы побудительные мотивы идейно – общественных исканий поколения Белинского. Среди этого поколения "молодой России" особая роль выпала на долю разночинца – Белинского.

Нарастание антикрепостнического протеста в массах русского народа, живые следы только что разгромленного декабристского движения, усиление самодержавно – бюрократического гнёта способствовали развитию политического свободомыслия в студенческой среде. Хотя, наряду с прямым полицейским нажимом на ученых и науку, правительством Николая I была разработана целая система практических мероприятий, имевшая своей конечной целью "оказенить" науку и её деятелей, с тем чтобы полностью подчинить их своему политическому контролю и поставить на службу монархии. при подобной установке задача университетского образования сводилась к созданию чиновников от этой "казенной науки". Однако на революционность студентов университета не могли не оказывать влияния известия о крестьянских волнениях в России. Сильное впечатление производили события на Западе. Вслед за июльской революцией 1830 года во Франции последовали революционные движения в других странах Европы. Особое развитие получают многочисленные неофициальные студенческие кружки.

С первых дней своего вступления в Московский университет Белинский стал активным участником его неофицальной идейной жизни. Вместе со своим товарищами Петровым, Чистяковым, Григорьевым и жителями 11 номера студенческого общежития Белинский явился создателем передового кружка студенческой молодёжи, получившего наименование "Литературное общество 11 нумера". Его характерной чертой был разночинный состав его участников. Все они были выходцами из семей мелких чиновников, сельского духовенства, врачей, учителей. В обществе кипела напряжённая бурная полемика, кружок быстро откликается на события литературной и общественной жизни. В кружке от темы "России" и "родины" Белинский подошёл к важнейшему для его идейного самоопределения вопросу о трагической судьбе человека в крепостническом обществе. Этой проблеме он посвятил своё первое литературное произведение – "Дмитрий Калинин", написанное в 1830 году. Студенческая пьеса молодого Белинского с большой силой выразила юношеский революционный, демократический протест не только самого автора, но и всего кружка. В пьесе выразились все революционные, радикальные взгляды молодого автора. Тема политического избранничества, протест против крепостнического общества, против тиранства и рабства пронизывали его трагедию."Кто дал это гибельное право — одним людям порабощать своей властью волю других, подобных им существ, отнимать у них священное сокровище — свободу?" — восклицал Белинский устами своего героя. Целый ряд подобных тирад, направленных против крепостничества, делали эту трагедию разумеется совершенно нецензурною для того времени.

Страницы: 1 2 3

Проведение реформирования судоустройства. Судоустройство и судопроизводство после реформирования. Судоустройство в уставах 1864 года
2-го октября 1864 г. Было окончено рассмотрение Судебных Уставов, в общем собрании 2-го ноября были рассмотрены штаты и оклады судебных чинов и уже 20-го ноября этого же года последовала в Царском Селе Высочайшая санкция и знаменитый указ правительствующему сенату от того же дня, повелевавший опубликовать Судебные Уставы. См. Приложение ...

Преобразование органов центрального управления.
В 1801—1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный) совет — совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоя ...

Высказывания Матросова
"Я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живёшь-живёшь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в б ...