Начало общественно - политической деятельности В.Г. Белинского. Истоки. Кружок Станкевича
Страница 1

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Начало общественно - политической деятельности В.Г. Белинского. Истоки. Кружок Станкевича

Герой "Отцов и детей", сын штаб-лекаря и внук сельского дьячка, Базаров с гордостью говорил дворянину Кирсанову: "Мой дед землю пахал". Роман посвящён памяти Белинского, который мог с полным правом то же сказать о своём деде - священнике села Белынь, Никифоре Трифонове.

Юные годы Белинского типичны для людей нового, разночинного круга. Естественной средой, в которой зрели литературные и общественные интересы Белинского, была среда таких же бедняков разночинцев. И условия жизни, и трудности, которые необходимо было преодолевать, и большая близость к быту разночинного нищего люда решительно отличали начало его жизненного пути от первых лет юности Герцена, Огарёва, Станкевича и других представителей оппозиционной дворянской молодёжи. Вследствие этого понятно большое значение в юношеской биографии критика его связей с пензенскими семинаристами. Именно в этой среде начинают формироваться радикальные взгляды Белинского, в нём начинают созревать революционные идеи, стремление к кардинальным переменам.

В годы, когда начинает формироваться новая историческая сила - разночинная демократическая интеллигенция, - семинаристы увлекаются литературными и философскими учениями. Из среды семинаристов выходят крупные ученые, философы, литераторы. Постепенно, под влиянием русской литературы и впечатлений от крепостнической действительности, в сознании молодого Белинского крепнут и зреют идеи протеста против современной действительности.

Ко времени пребывания Белинского в гимназии относятся выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года первых дворянских революционеров, суд и расправа над ними. Известно, какую колоссальную роль сыграли эти события в жизни молодых людей того времени – Герцена, Огарёва, Милютина и др. Вопрос о знакомстве Белинского с делом и идеологией декабристов не раз возникал в литературе. Весть о событиях 14 декабря разнеслась по стране сотнями рассказов, слухов, причудливых легенд. Массы помещичьих крестьян появились в городах. Крестьянские волнения охватили в 1826 г. большую часть России. Вспыхнули они и в Пензенской губернии. Расправа с богдановскими крестьянами была самым страшным событием, происшедшим вблизи Чембара летом 1826 года, когда Белинский прибыл домой на первые каникулы. Это не могло не привлечь его внимания.

Не раз исследователи пытались связать историю разгрома декабристов, наличие декабристских семей в Пензенской губернии с историей возникновения оппозиционных идей Белинского. Когда произошло восстание, Белинскому было 14 лет. "Смутное понятие в детской голове превращалось порою в почти осознанную позицию защиты декабристов. Уже через три года, семнадцатилетний Белинский и его друзья – семинаристы хорошо знали, кто были декабристы и за что они боролись". "Прямые высказывания Белинского о декабристах до нас не дошли… Было бы неправильным объяснять это молчание … боязнью цензуры…"Но декабристы имели на взгляды Белинского самое непосредственное влияние, в течение своей общественно – политической деятельности он общался и сотрудничал с декабристами и последователями декабристской идеологии.

Будущий критик уже в третьем классе пензенской губернской гимназии проявляет интерес к литературно – философским спорам, кипевшим в 20 –х годах XIX столетия. Пензенские годы стали годами самообразования, упорной учёбы. В страстных спорах с товарищами о литературе проявилась незаурядная начитанность и образованность Белинского. "Ни одна минута не проходила у Белинского даром: он или читал, или списывал что - нибудь прочитанное в тетрадь, или беседовал с деятельными людьми, или предавался в одиночку размышлениям" - таковы были, по описанию Д. П. Иванова, занятия Белинского в часы, свободные от уроков.

Стремительное развитие Белинского в 1825-1827 гг. в результате усиленной работы мысли, жадного чтения, посещения театра, общения с друзьями привело к тому, что жалкие гимназические занятия стали ощущаться им, как потеря драгоценного времени. К фактам общественной жизни, присоединились тягостные впечатления, вызванные новыми порядками в гимназии. После разгрома декабристов в школе воцарились "непривычные строгости". Вместе с неудовлетворенностью гимназическим учением в Белинском росла уверенность в своих силах и мысль о возможности их развития в иных, благоприятных условиях. Среди семинаристов, среди кончавших гимназистов были постоянные толки об университетах — Казанском и Московском. В 1828 году, по совету пензенцев – московских студентов, Виссарион решил ехать в Москву. В 1829 году Белинский стал студентом словесного отделения Московского университета. Горестное детство и отрочество разночинца, сына незначительного уездного штаб – лекаря закончилось. Белинский вступал в юность с сложившимся характером, отличавшимся чертами редкой душевной красоты и чистоты.

Страницы: 1 2 3

Общественно-политическая жизнь страны
Советское общество после войны. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественнополитическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в ...

Школа мудрости
Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве, и в юности Александр видел Филиппа глазами ...

Возникновение и оформление государственности у булгар
В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, от ...