Деятельность В.Г. Белинского в 1840 – х годах. Журнал "Отечественные записки" как основной этап деятельности Белинского. "Поздний" Белинский
Страница 2

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Деятельность В.Г. Белинского в 1840 – х годах. Журнал "Отечественные записки" как основной этап деятельности Белинского. "Поздний" Белинский

Однако, следует отметить, что последние статьи и письма Белинского отличаются суровой трезвостью. Он четко выявляет различие задач освободительной борьбы в Европе и в России: "То, что для нас, русских, ещё важные вопросы, давно уже решено в Европе, давно уже составляет там простые истиныжизни, в которых никто не сомневается, о которых никто не спорит, в которых все согласны .перенесенные на почву нашей жизни, эти вопросы те же да не те и требуют другого решения. - Теперь Европу занимают новые великие вопросы. Интересоваться ими, следить за ними нам можно и должно, ибо ничто человеческое не должно быть чуждо нам, если мы хотим быть людьми. Но в то же время для нас было бы вовсе бесплотно принимать эти вопросы как наши собственные. в них нашего только то, что применимо к нашему положению; все остальное чуждо нам и мы стали бы играть роль донкихотов, горячась из них."

Эти завуалированные мысли можно истолковать таким образом: до решения вопросов социализма Россия ещё не доросла, что же касается ликвидации феодализма, то она будет произведена здесь иным, чем во Франции, путем.

В письмах Белинского к Анненкову и в последних статьях в "Современнике" им ведется осторожная пропоганда освобождения крестьян "сверху": "путь мирный и спокойный, ручающийся за достижение великой цели общего благосостояния!"

Правда, та же переписка с Анненковым свидетельствует о шаткости надежд Белинского на "верхи": "друзья своих интересов и враги общественного блага", окружающие государя, "отклонят его внимание от этого вопроса и он останется нерешенным" . "Но тогда он решится сам собою, другим образом, в 1000 раз более неприятным для русского дворянства. Крестьяне сильно возбуждены; спят и видят освобождение . Когда масса спит, делайте, что хотите, все будет по-вашему; но когда она проснется — не дремлите сами, а то быть худу ."

И все же к перспективе массового стихийного действия Белинский относится со скепсисом. Касательно народа Белинский пишет следующее: "вечно ребенок, всегда несовершеннолетен. Бывают у него минуты великой силы и великой мудрости в действии, но это минуты увлечения и энтузиазма. но и в эти редкие минуты он добр и жесток, великодушен и мстителен, человек и зверь . Это сила природная, естественная, непосредственная, великая и ничтожная, благородная и низкая, мудрая и слепая в ее торжественных проявлениях. Это — море, величественное в тишине и буре, но никогда не зависящее от самого себя, никогда не управляющее само собою: ветер его повелитель ."

Белинский 1846-1848 гг. не рисовал в обозримом будущем решительно никаких перспектив "широкого народного движения в России". общественную самодеятельность критик отнес к отдаленным временам и связал с "уроками образованных классов"; просвещение и образование, неустанно повторял он, вырвут народ из прозябания, поднимут его "до общества", возродят его к "историческому существованию", а не "фактическому только"; путь к общественному благосостоянию - "сознание".

Однако здоровье Белинского было расстроенно до последней степени и требовало чрезвычайных мер. И весной того же года Белинский выехал в Москву, а оттуда - на юг. Наблюдается все более четкое, ясное и последовательное развитие революционно – демократических взглядов, что приводит Белинского, а вслед за ним и Герцена к разрыву с либералами – западниками.

Страницы: 1 2 

Славянские верховные Божества.
Мифологическое мышление славян связано с определенной моделью действий по защите и охране коллектива, отдельного индивида. Архетип действий, поступка осуществляется богом, героем, предком. Именно они в ритуальной форме «помогают» общности «выстраивать» философию помощи, а подражание им формирует нормы альтруистических поступков группы. ...

Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов. Понимание межэтнического конфликта
В науке накопилось множество определений этого феномена, рассматриваемого как часть конфликта вообще. Можно сказать, что и этнический конфликт, как разновидность конфликта, отнюдь не является прецедентом современным. Он сопровождает человечество на протяжении длительного исторического периода, полного насильственных действий, разрушений ...

Сколько русских городов было захвачено монголами?
Военный совет 1235 года объявил общемонгольский поход на запад. Предводителем был выбран Бату - внук Чингиз-Хана, сын Джуги. всю зиму монголы собирались в верховьях Иртыша, готовясь к большому походу. Весною 1236 года бесчисленное множество всадников, неисчислимые стада, бесконечные обозы с военным снаряжением и осадными орудиями двинул ...