Деятельность В.Г. Белинского в 1840 – х годах. Журнал "Отечественные записки" как основной этап деятельности Белинского. "Поздний" Белинский
Страница 2

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Деятельность В.Г. Белинского в 1840 – х годах. Журнал "Отечественные записки" как основной этап деятельности Белинского. "Поздний" Белинский

Однако, следует отметить, что последние статьи и письма Белинского отличаются суровой трезвостью. Он четко выявляет различие задач освободительной борьбы в Европе и в России: "То, что для нас, русских, ещё важные вопросы, давно уже решено в Европе, давно уже составляет там простые истиныжизни, в которых никто не сомневается, о которых никто не спорит, в которых все согласны .перенесенные на почву нашей жизни, эти вопросы те же да не те и требуют другого решения. - Теперь Европу занимают новые великие вопросы. Интересоваться ими, следить за ними нам можно и должно, ибо ничто человеческое не должно быть чуждо нам, если мы хотим быть людьми. Но в то же время для нас было бы вовсе бесплотно принимать эти вопросы как наши собственные. в них нашего только то, что применимо к нашему положению; все остальное чуждо нам и мы стали бы играть роль донкихотов, горячась из них."

Эти завуалированные мысли можно истолковать таким образом: до решения вопросов социализма Россия ещё не доросла, что же касается ликвидации феодализма, то она будет произведена здесь иным, чем во Франции, путем.

В письмах Белинского к Анненкову и в последних статьях в "Современнике" им ведется осторожная пропоганда освобождения крестьян "сверху": "путь мирный и спокойный, ручающийся за достижение великой цели общего благосостояния!"

Правда, та же переписка с Анненковым свидетельствует о шаткости надежд Белинского на "верхи": "друзья своих интересов и враги общественного блага", окружающие государя, "отклонят его внимание от этого вопроса и он останется нерешенным" . "Но тогда он решится сам собою, другим образом, в 1000 раз более неприятным для русского дворянства. Крестьяне сильно возбуждены; спят и видят освобождение . Когда масса спит, делайте, что хотите, все будет по-вашему; но когда она проснется — не дремлите сами, а то быть худу ."

И все же к перспективе массового стихийного действия Белинский относится со скепсисом. Касательно народа Белинский пишет следующее: "вечно ребенок, всегда несовершеннолетен. Бывают у него минуты великой силы и великой мудрости в действии, но это минуты увлечения и энтузиазма. но и в эти редкие минуты он добр и жесток, великодушен и мстителен, человек и зверь . Это сила природная, естественная, непосредственная, великая и ничтожная, благородная и низкая, мудрая и слепая в ее торжественных проявлениях. Это — море, величественное в тишине и буре, но никогда не зависящее от самого себя, никогда не управляющее само собою: ветер его повелитель ."

Белинский 1846-1848 гг. не рисовал в обозримом будущем решительно никаких перспектив "широкого народного движения в России". общественную самодеятельность критик отнес к отдаленным временам и связал с "уроками образованных классов"; просвещение и образование, неустанно повторял он, вырвут народ из прозябания, поднимут его "до общества", возродят его к "историческому существованию", а не "фактическому только"; путь к общественному благосостоянию - "сознание".

Однако здоровье Белинского было расстроенно до последней степени и требовало чрезвычайных мер. И весной того же года Белинский выехал в Москву, а оттуда - на юг. Наблюдается все более четкое, ясное и последовательное развитие революционно – демократических взглядов, что приводит Белинского, а вслед за ним и Герцена к разрыву с либералами – западниками.

Страницы: 1 2