Деятельность В.Г. Белинского в 1840 – х годах. Журнал "Отечественные
записки" как основной этап деятельности Белинского. "Поздний"
БелинскийСтраница 1
С конца 1840 года начинается новый, наиболее значительный период в деятельности Белинского. Переход к новым философским и общественным позициям, связанный с отказом от примирения, решительно изменяет его отношение к коренным вопросам современной литературы. Идея освобождения личности становится пафосом всей его литературно – критической работы. Впервые в его статьях принципы реалистической эстетики начинают сближаться с социалистическими идеалами.
Белинский превратил "Отечественные записки" в самый популярный и массовый журнал. На его страницах впервые появились его гениальные статьи о Пушкине, годовые обзоры, ядовитые памфлеты на славянофилов, проникновенные литературные оценки Лермонтова, Гоголя, Герцена, Тургенева и других лучших представителей русской культуры. Несмотря на исключительно тяжёлое давление цензурного процесса на журналистику, "Отечественные записки" умели обходить опасные запреты и ставили злободневные вопросы, пользуясь различными формами иносказаний. Журнал стал органом складывающейся революционно-демократической мысли. Его история – это история последовательного и неуклонного развития материализма и социализма в русской общественной мысли. Строго научная постановка литературных, философских, политических и научных проблем превратила этот журнал в университет разночинной, демократической интеллигенции. "Отечественные записки" стали подлинной трибуной Белинского, журнал превращается в его петербургский кружок, так как Белинский сам занимается подбором сотрудников журнала. Одним из ведущих членов кружка становится журналист, прозаик и поэт – породист Иван Иванович Панаев – один из ближайших друзей Белинского, с 1839 года и до самой смерти, он являлся наиболее яркой и активной фигурой кружка. С 1842 года кружок пополняется рядом новых лиц, и среди них такие первоклассные соратники Белинского, как Некрасов, Тургенев и Достоевский. Огромную роль в жизни Белинского сыграло его сотрудничество с Тургеневым. Белинский в своей рецензии на "Парашу" Тургенева называет его "сыном времени, носящим в груди все скорби и вопросы его".
В 1844 – 1845 годы Белинский настойчиво ведёт борьбу против дворянского реакционного романтизма в жизни и в литературе. Так, в статье "Русская литература в 1845 году" критик развенчивал "поэзию праздности", дворянский усадебный романтизм. "Недовольство судьбою, брань на толпу, вечное страдание, почти всегда кропание стишков и идеальное обожание наземной девы – вот родовые признаки … "романтиков" жизни. Первый разряд их состоит больше из людей чувствующих, нежели умствующих. Их призвание – страдать, и они горды своим призванием… Для чего всё это? – Для того, что толпа любит есть, пить, веселиться, смеяться, а они во что бы то ни стало хотят быть выше толпы. Им приятно уверять себя, что в них клокочут неистовые страсти, что их юная разбита несчастьем… Они предпочитают любовь непонятную, неразделенную, любви счастливой… Разлад с действительностью – болезнь этих людей". Набрасывая тип подобного романтика, Белинский не только анализировал эволюцию литературного образа, но ставил важнейшую политическую проблему, проблему тесной связи передовой интеллигенции с действительностью. Критик видит в литературном и политическом романтизме серьёзное препятствие дальнейшему развитию революционной мысли. Среди людей, близких к Белинскому в этот период, следует назвать в первую очередь Герцена, Некрасова и Тургенева. Духовная жизнь кружка была неразрывно связана с ходом идейного развития великого критика. Здесь читаются и изучаются книги, выделенные Белинским, живо и сердечно переживаются его журнальные баталии, удачи и неудачи. Для многих молодых членов кружок стал местом порою мучительного перевоспитания, постепенного перехода к тому неумолимому отрицанию всех сторон крепостнической действительности и реакционной идеологии. Кружок активно изучает труды Гегеля. Белинскому принадлежит заслуга ранней, исторически верной и глубокой, оценки философии Гегеля, её противоречий и её величайшего открытия: диалектического метода. Белинский же сумел указать и на необходимость сочетания этого метода с социально – политическими революционными течениями, или, говоря точнее, с учениями социалистов. Белинский противопоставляет теории "официальной народности", утверждавшей идею консервации существующего строя, теорию народности революционно-демократической, постпоенную на идеи его отрицания. Белинский всё яснее осознаёт необходимость революционной борьбы, проявляет страстный интерес к общественным и политическим вопросам, и прежде всего – к проблемам социализма. В представлении Белинского, чем дальше, тем яснее идеи социализма нерасторжимо связывались с идеями революционного переустройства общества. Вот почему увлечение социализмом привело его к изучению революционных движений прошлого, и прежде всего Великой буржуазной французской революции 1789 года. Интересы Белинского сосредотачивались на изучении революционных методов борьбы с самодержавно – крепостническим обществом. Характерной чертой его воззрений была вера в отмену крепостного права, которая принесёт с собой общее благосостояние и утверждение нового, демократического строя.
Крупнейшие представители гуманистической историографии в
других странах Западной Европы
В XVI в. гуманистическая историография распространяется и в других странах Европы, приобретая своеобразные национальные формы. Вместе с тем внешние приемы гуманистического историописания сплошь и рядом используются учеными, выражавшими взгляды и симпатии разных классов, а нередко и апологетами абсолютной монархии и даже представителями ...
Детские годы и юность
Личность Александра Македонского и его деятельность привлекали внимание историков и философов на протяжении более двадцати трех столетий; интерес к Александру не иссяк и поныне. Огромная литература, созданная об Александре Македонском в разные эпохи авторами различных направлений, имеет существенный недочет – субъективистский подход к р ...
Культура первой половины XIX века
В конце XVII - начале XVX века в Саратовской губернии в помещичьих имениях Куракина, Голицына, Кожина создаются небольшие домашние театры с крепостными актерами. Просуществовали эти театры недолго. В 1803 году саратовский помещик Гладков открыл в Саратове театр общедоступный и коммерческий. В 1810 году саратовский губернатор А.Д. Панчул ...