Развитие транспорта

Расширение товарного рынка требовало и развитие транспорта.

Важную роль в экономике края по-прежнему играла Волга, соединявшая Саратовскую губернию с центральными областями государства, морскими портами Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. Грузовой объем перевозок по Волге и ее притокам в 40-х годах составлял 70-80 миллионов пудов.

В первой половине XIX века на речном транспорте по-прежнему широко использовались разнокалиберные суда старых типов и конструкций, известные с XVII-XVIII веков: барки, беляны, коломенки, расшивы, ладьи, подчалки. Передвигались суда в основном с помощью бурлаков. Перевозки по рекам осуществлялись медленно. Из Астрахани до Саратова суда плыли около 6 недель, от Саратова до Нижнего Новгорода – 6-7 недель. Для развития торговли требовалось оснащение флота паровыми машинами.

Первый пароход на Волге появился в 1818 году.

В 1843 году основано первое пароходное общество «По Волге». Пассажирские суда обычно имели парные названия: «Император» и «Императрица», «Князь» и «Княгиня», «Дворянин» и «Дворянка» и т.д.

Но одно пароходное сообщение не могло разрешить всех транспортных проблем. Сухопутная торговля края велась по старым торговым дорогам. Все дороги были грунтовыми, они не могли использоваться осенью и весной из-за грязи. Недостатком гужевого транспорта была его медлительность и дороговизна. Только железные дороги в соединении с пароходством могли дать возможность вывозить товары в большом количестве.

Последствия крепостного права
Царствование Екатерины началось многочисленными местными восстаниями крестьян, которые скоро слились в один громадный пугачевский мятеж. Напуганное этими мятежами, дворянство долго после все жалось по городам к своей властной братии- губернаторам и исправникам. Вопреки ожиданиям, помещичье хозяйство в ХVIII в., когда сословие стало бол ...

Книгоиздательская деятельность
Развитие буржуазных отношений в России во второй половине XIX века, распространение просвещения, прогресс отечественной науки оказали непосредственное и сильное влияние на положение русской печати и издательского дела. Общественное движение начала б0-х годов побудило правительство приступить к пересмотру цензурного устава, что также дол ...

Азербайджан в XVI—XVII вв
Территория Азербайджана относилась к Закавказью и вплоть до XIX в. оставалась объектом борьбы между османскими султанами и шахами Ирана. Закавказский регион и его отдельные области то и дело переходили из рук в руки с огромным материальным ущербом и людскими потерями для народов, на территории которых велись военные действия. Вместе с т ...