Понятие этногенеза, этноса, языковой общностиСтраница 1
Этногенез
– это процесс формирования этноса, его происхождение.
Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой стороны, происхождением славистика обязана политическим обстоятельствам, а именно: ущемлению национального достоинства славянских народов в составе Австро-Венгрии в конце XVIII –первой половины XIX в. Возможность объединения славян воспринималась австрийскими немцами и венграми как самая большая угроза. В среде славянской интеллигенции (чешской, хорватской, сербской) возникает «панславизм», целью которого являлось сперва воссоздание единого славянского языка, а затем – создание единой общеславянской федерации. Только в 1918 г. с распадом Австро-Венгерской империи славянские народы частично получили государственность. Отцом проблемы этногенеза славян считается чешский ученый Павел Шафарик (первая половина XIX в.), а основные методики установления этногенеза – разработаны сравнительным языкознанием и археологией.
Этнос
– это особый, исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования, которая складывается естественным историческим путем и не зависит от воли входящих в нее людей. Она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Обладает определенным внутренним устройством и особыми специфическими чертами, отличающими его от всех других подобных образований. Обязательным условием для формирования любого этноса являются общность территории и общность языка.
Признаками этноса принято считать следующие явления:
Этническая территории – это территория, на которой складывается этнос, но она не есть то же, что территория проживания этноса.
Язык – границы распространения языка и границы этнической территории обычно совпадают.
Национальный характер – особые этнические и психологические черты.
Национальное самосознание – осознание членами этноса своей принадлежности к нему.
В связи с этим, необходимо посмотреть, как данные признаки находят свое отражение в истории восточного славянства.
Главнейший источник, на основании которого можно проследить этногенез того или иного народа – это его язык. Сравнениями языков – лингвистическими изысканиями ученых установлено, что, в целом, давным-давно первобытные люди говорили на одном языке: существовала единая языковая общность всего населения мира – т.н. ностратичесая макросемья, сформированная в верхнем палеолите на территории юго-восточной Азии. Но где-то 15 тыс. лет назад (XIII–XII тыс. до н.э.) в верхнем палеолите и начале мезолита активизируется расселение людей, этническая экспансия и начинается процесс изоляции групп друг от друга и, соответственно, распада этой макросемьи, т.е. их языки меняются и отличаются Это очень долгий процесс. И приблизительно в IV тыс. до н.э. формируется индоевропейская языковая семья и индоевропейская языковая общность, к которой относятся и славянские языки. Сегодня в мире насчитывается где-то 4–5 тысяч самостоятельных языков. Эти языки образуют 20 языковых семей и 9 крупных изолированных языков.
Такие выводы делаются на основании изучения языков.
Археология, палеогеология, палеозоология и палеоботаника рассказывают нам о бытии ностратический макросемьи.
Родиной далеких предков народов нашей страны была Евразия. Во время последнего великого оледенения (так называемого валдайского) здесь сформировалась единая природная зона, т.е. климат от Атлантического океана до Уральского хребта был примерно одинаков. На бескрайних равнинах Европы паслись огромные стада мамонтов и северных оленей – основных источников пропитания человека эпохи верхнего палеолита. По всей территории и растительность была приблизительно одинаковой, поэтому животные свободно бродили в поисках пищи, а их регулярных сезонных миграций животных тогда не было. За ними столь же бессистемно передвигались первобытные охотники, вступая друг с другом в постоянные контакты. Таким образом, поддерживалась своеобразная этническая однородность
Генезис и эволюция православной церкви на Руси
Важнейшей составной частью политической системы Киевской Руси была православная церковь.
Православная церковь начала осуществлять свою детальность после крещения Руси в 988 г.: “приказал рубить церкви Владимир и ставить их… как в Киеве, так и по другим городам и селам, и определять в них попов”. [31, с. 87] С 1037 г. православная церко ...
Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало ХП в.)
«Очередной» порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после ...
Поклонение природе, животным и богам
Древний человек более остро, чем мы, осознавал свою сопричастность с природой, обожествлял и одухотворял ее животворящие силы. Стремился опереться в своей повседневной жизни на них, найти опору, защиту своего рода, своей семьи, себя лично.
Многие из древних обычаев были построены на стремлении откупиться от недобрых, часто злых сил, ...