Материально-духовная культура предков современных белорусов
Страница 2

Учебные материалы » Формирование белорусского этнического сообщества » Материально-духовная культура предков современных белорусов

Древние художественные украшения Беларуси представлены разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Представление о музыкальной культуре и инструментах того времени дают изображения музыкантов на изделиях прикладного искусства. В Новогрудке среди остатков постройки XII в. найдено изображение музыканта, играющего на струнном щипковом инструменте. Относящаяся к XII в. шахматная фигурка, изображающая барабанщика с бубном, найдена в Волковыске. Костяная фигура шахматного коня, обнаруженная в поселении XI в. в верховьях Птичи, является древнейшим предметом такого рода из открытых археологами на всей территории восточнославянских земель.

На развитии материальной культуры Западной Руси Х-ХII вв. положительно сказывались торговые связи. Белорусские купцы вместе с киевлянами вели торговлю с Царьградом, откуда привозили шелковые ткани, кружева, вина, мыло, различные лакомства. У варягов покупали бронзовые и железные изделия, олово, свинец. У арабов - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, пряности. В западные страны продавались льняные ткани, выделанные кожи, смола и воск высокого качества, хмель, мед, меха. Из них привозили металлы, вино, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу, предметы роскоши. О наличии именно таких торговых связей свидетельствуют клады этого времени, которые находят поблизости городов и погостов, по берегам больших рек, на волоках. В кладах хранились римские, византийские, арабские, западноевропейские монеты, даже отчеканенные в VIII-Х вв.

Духовно-культурный уровень племен, на основе которых впоследствии возникла белорусская народность, во многом зависел от их религиозных представлений. В это время, как и в последующие периоды, именно они являлись основой духовной культуры, мировоззрения обычаев и норм поведения людей. Дохристианской религией на территории Беларуси было язычество. Для него характерны обожествление природных сил и стихий (пантеизм), вера в реальное существование души, добрых и злых духов (анимизм), наделение человеческими чертами и качествами природных явлений, богов, мифических существ (антропоморфизм), вера в чудодейственную силу отдельных материальных предметов (фетишизм), представления о сверхъестественном родстве между людьми и определенными видами животных и растений (тотемизм), культ предков и др.

До принятия христианства предки современных белорусов обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья. Культ сил природы приводил к поклонению человекоподобному божеству - виде, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение верований и обрядов, связанных с земледельческим культом, выражавшимся в зимних, весенних, летних и осенних празднествах. Развитие родоплеменной организации, создание союзов племен, выделение социальной верхушки приводило к изменениям религиозных представлений. Культ семейно-родового предка, патриарха (род, рожаница, дед, щур, чур) становится основой культа племенного бога. Постепенно из них складывается общий пантеон, выделяются главные божества, которых почитают все или многие племена. Существовали языческие святилища и особые служители богов - волхвы. Религиозные представления восточных славян явились основой складывания обычаев.

О жизни наших предков, и в частности о радимичах, рассказано в «Повести временных лет»: «Жьвяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и пред снохами; и братцы не бываху в них, но игрища межю селы .» (7, 32). Если судить по этой записи, то получается, что наши пращуры были на этом этапе в первобытном состоянии, находились на низком уровне развития культуры. Однако современные ученые полагают, что это описание обычаев радимичей, присущих им пережитков язычества и патриархально-родовых отношений носит пристрастный характер.

Несомненно, на автора влияли факторы политического и религиозного характера. Как апологет интересов киевских князей он стремился оправдать их право, в том числе и моральное, на присоединение к Киеву всех остальных восточнославянских земель. Как верующий христианин, он, конечно же, не мог принять культуру, верования и обычаи язычников. Отсюда стремление исказить, подать в неприглядном виде все дохристианское. Брак, совершенный по обычаям языческой веры, подвергался критике. Если наши предки ели «скоромное» в «постный» день, то летописец пишет, что они ели «нечистое».

Еще в первобытно-общинную эпоху у восточных славян возникла устная обрядовая поэзия - весенний, летний, осенний и зимний циклы. Исходя из языческих религиозных верований, предки белорусов обожествляли стихийные явления природы, а также солнце, луну, реки и озера, деревья и камни - все значительное, что окружало и влияло на их жизнь. До повсеместного распространения христианства наши пращуры «клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники» (8, 8).

Страницы: 1 2 3 4

Изменения в политике абсолютизма в конце правления Елизаветы I. Кризис абсолютизма
В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г., когда правительство запретило обсуждение церковных вопросов в парламенте, чем вызвало сильное недовольство. Елизавета Тюдор прекр ...

Поддерживающая сила древних родовых обычаев. Род – основной фактор социальной взаимопомощи.
Прародители славян – сколоты, венеды, и сами древние славяне жили родовой организацией, родовыми общинами. Основными их занятиями являлись вначале охота, а затем земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она явл ...

Работа в Администрации Президента РФ и ФСБ в 1996–1999 гг.
В 1996 году, через несколько месяцев после поражения Собчака на выборах, Путин переехал в Москву, где занимал должности в президентской администрации Бориса Ельцина. Некоторые зарубежные исследователи считают неясными причины успешной карьеры Путина в президентской администрации, однако, как правило, начало московской карьеры Путина свя ...