Материально-духовная культура предков современных белорусов
Страница 2

Учебные материалы » Формирование белорусского этнического сообщества » Материально-духовная культура предков современных белорусов

Древние художественные украшения Беларуси представлены разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Представление о музыкальной культуре и инструментах того времени дают изображения музыкантов на изделиях прикладного искусства. В Новогрудке среди остатков постройки XII в. найдено изображение музыканта, играющего на струнном щипковом инструменте. Относящаяся к XII в. шахматная фигурка, изображающая барабанщика с бубном, найдена в Волковыске. Костяная фигура шахматного коня, обнаруженная в поселении XI в. в верховьях Птичи, является древнейшим предметом такого рода из открытых археологами на всей территории восточнославянских земель.

На развитии материальной культуры Западной Руси Х-ХII вв. положительно сказывались торговые связи. Белорусские купцы вместе с киевлянами вели торговлю с Царьградом, откуда привозили шелковые ткани, кружева, вина, мыло, различные лакомства. У варягов покупали бронзовые и железные изделия, олово, свинец. У арабов - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, пряности. В западные страны продавались льняные ткани, выделанные кожи, смола и воск высокого качества, хмель, мед, меха. Из них привозили металлы, вино, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу, предметы роскоши. О наличии именно таких торговых связей свидетельствуют клады этого времени, которые находят поблизости городов и погостов, по берегам больших рек, на волоках. В кладах хранились римские, византийские, арабские, западноевропейские монеты, даже отчеканенные в VIII-Х вв.

Духовно-культурный уровень племен, на основе которых впоследствии возникла белорусская народность, во многом зависел от их религиозных представлений. В это время, как и в последующие периоды, именно они являлись основой духовной культуры, мировоззрения обычаев и норм поведения людей. Дохристианской религией на территории Беларуси было язычество. Для него характерны обожествление природных сил и стихий (пантеизм), вера в реальное существование души, добрых и злых духов (анимизм), наделение человеческими чертами и качествами природных явлений, богов, мифических существ (антропоморфизм), вера в чудодейственную силу отдельных материальных предметов (фетишизм), представления о сверхъестественном родстве между людьми и определенными видами животных и растений (тотемизм), культ предков и др.

До принятия христианства предки современных белорусов обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья. Культ сил природы приводил к поклонению человекоподобному божеству - виде, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение верований и обрядов, связанных с земледельческим культом, выражавшимся в зимних, весенних, летних и осенних празднествах. Развитие родоплеменной организации, создание союзов племен, выделение социальной верхушки приводило к изменениям религиозных представлений. Культ семейно-родового предка, патриарха (род, рожаница, дед, щур, чур) становится основой культа племенного бога. Постепенно из них складывается общий пантеон, выделяются главные божества, которых почитают все или многие племена. Существовали языческие святилища и особые служители богов - волхвы. Религиозные представления восточных славян явились основой складывания обычаев.

О жизни наших предков, и в частности о радимичах, рассказано в «Повести временных лет»: «Жьвяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и пред снохами; и братцы не бываху в них, но игрища межю селы .» (7, 32). Если судить по этой записи, то получается, что наши пращуры были на этом этапе в первобытном состоянии, находились на низком уровне развития культуры. Однако современные ученые полагают, что это описание обычаев радимичей, присущих им пережитков язычества и патриархально-родовых отношений носит пристрастный характер.

Несомненно, на автора влияли факторы политического и религиозного характера. Как апологет интересов киевских князей он стремился оправдать их право, в том числе и моральное, на присоединение к Киеву всех остальных восточнославянских земель. Как верующий христианин, он, конечно же, не мог принять культуру, верования и обычаи язычников. Отсюда стремление исказить, подать в неприглядном виде все дохристианское. Брак, совершенный по обычаям языческой веры, подвергался критике. Если наши предки ели «скоромное» в «постный» день, то летописец пишет, что они ели «нечистое».

Еще в первобытно-общинную эпоху у восточных славян возникла устная обрядовая поэзия - весенний, летний, осенний и зимний циклы. Исходя из языческих религиозных верований, предки белорусов обожествляли стихийные явления природы, а также солнце, луну, реки и озера, деревья и камни - все значительное, что окружало и влияло на их жизнь. До повсеместного распространения христианства наши пращуры «клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники» (8, 8).

Страницы: 1 2 3 4

Володимировы
Тульский купец Иван Васильевич Володимиров с сыновьями Григорием и Николаем находился во II гильдии купечества с 1817-1819 гг. В ноябре 1839 года Николай Иванович подал прошение о возведении его с семьей в сословие потомственных почетных граждан, и оно было удовлетворено. В 1842 году его сын изъявил желание поступить на должность почет ...

Опричнина (1564-1572 гг.). Отъезд царя из Москвы
…Воскресный день 3 декабря 1564 г. удивил и устрашил до крайности москвичей, хотя они много уже испытали на своем веку. Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из карет, возков, саней – царь с царицей Марией Темрюковной, из черкесских княжен, и детьми, огромной свитой и охраной молча, угрюмо покидал свою резиденци ...

Дворянская империя во второй четверти - середине ХVIII в. Дворцовые перевороты
По образному выражению В.О. Ключевского, этот период нашей истории получил название «эпохи дворцовых переворотов». За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины П трон занимали шесть монархов, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов. Два из них — Иван Антонович и Петр Ш были свергнуты силой и убиты. ...