Материально-духовная культура предков современных белорусов
Страница 4

Учебные материалы » Формирование белорусского этнического сообщества » Материально-духовная культура предков современных белорусов

Конечно же, между новой, христианской верой и старой, языческой имела место определенная борьба. Недаром же процесс христианизации растянулся на века. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия, о чем свидетельствует народная примета, что встреча с монахом, попом чревата бедой. Скорее всего, длительное время византийская иконопись процветала за стенами городов и монастырей, а в отдаленных от них местах продолжались языческие пляски, колдовали старухи, приносили людей в жертву злым богам волхвы. Сначала одна культура накладывалась на другую, а слились они гораздо позднее. При этом христианство приспосабливало свои праздники и обряды к древнему народному календарю, языческим наездникам придавался церковный смысл, прежним богам присваивались имена христианских святых. Т.е. религиозным верованиям был присущ характерный синкретизм - органическое взаимопереплетение древних языческих с более поздними христианскими представлениями.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности, образования, искусства, а также на изменение нравов. После крещения вставала острая необходимость в расширении христианского просвещения, литургических текстах, подготовке церковных служителей, строительстве и насыщении церковной утварью храмов. В результате религиозной потребности стала распространяться славянская азбука, разработанная в 863 г. просветителями Кириллом и Мефодием и названная затем «кириллицей».

Вместе с христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. На западнорусских землях распространялись своды житий святых, служившие нравственным примером и пособием по изучению истории, сочинения отцов церкви, сборники философско-религиозного содержания - Златоуст, Златоструй, Измарагд. Без сомнения, здесь распространялись и произведения светской древнерусской литературы. Кстати будет заметить, что в это время важнейшими культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси были монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). Открытие в монастырях своеобразных мастерских (скрипториев) по переписыванию книг содействовало распространению письменного слова. В скрипториях переписывались Святое Писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Известно, что в XI в. при епископских кафедрах в Полоцке и Турове работали монастырские школы, где монахи преподавали детям зажиточных горожан основы письма и чтения. В XII в. такая школа работала при женском монастыре в Полоцке (1, т. 10, 62).

Страницы: 1 2 3 4 

Биография генерала Гудериана
Гейнц Вильгельм Гудериан родился в городке Кульме рядом с рекой Вислой, к югу от Данцига. В то время этот район принадлежал Пруссии. Сейчас это городок Хелмно на территории Польши. Отец был первым кадровым офицером в роду Гудерианов, что впоследствии сказалось на выборе Гейнцом карьеры военного. После учёбы в кадетском корпусе начал во ...

Рабочее движение в РОССИИ в 70-е - 80-е г.г. XIX в.
Место и роль революционного народничества в российском освободительном движении трудно переоценить. Народники 60-70 гг. дали России первые образцы революционных организаций, ставивших -своей задачей революционную борьбу за свержение само­державия. Хотя они и делали ставку исключительно на кре­стьянство и его революционные возможности, м ...

Непримиримая борьба с идеологическими противниками
В 1921 разразился голод в Поволжье. Оказать помощь вызвались норвежский полярник Ф. Нансен, американская организация АРА, гуманитарные организации Западной Европы, но они отказались сотрудничать с большевиками. Тогда Ленин, ни минуты не колеблясь, для работы в Помголе направил своих политических оппонентов Е. Д. Кускову, С. Н. Прокопови ...