Материально-духовная культура предков современных белорусов
Страница 3

Учебные материалы » Формирование белорусского этнического сообщества » Материально-духовная культура предков современных белорусов

Не только в IХ-Х вв., но и в более позднее время они почитали бога создателя жизни, неба и всего окружающего, который носил несколько имен - Сварог, Стрибог, Световид. Его также называли Родом, а еще чаще Днем. Дивом. Солнечными божествами были Даждьбог, Каляда, Хорс и Ярило. Перун был богом грома и молнии. Богом урожая и достатка был Купала. Силу человеку на новый день давала вестница солнца Денница. Женским божеством прядения и ткачества была Мокошь. Перепут согревал огнем и помогал кузнецам. От Тура зависел успех на охоте. Велесу принадлежал подземный мир, а на земле он помогал пастухам и заботился о домашних животных. Лада была богиней любви и весеннего пробуждения. Богом погребального огня был Знич.

Наши пращуры верили, что существовали как добрые духи, оберегавшие человека от напастей, так и злые, враждебно настроенные к людям. Это последние засевали поля камнями, отнимали у коров молоко, насылали другие несчастья. Вокруг человека действовали силы, с которыми нужно было жить в согласии, слушаться их, соблюдать табу. Считалось, что в мире идет непрекращающаяся борьба многоликих Белобога и Чернобога, которые воплощали соответственно добро и зло, свет и тьму. Согласно язычницким верованиям, огонь был очищающей силой. Именно поэтому огню предавались тела умерших, вещи, которыми они пользовались при жизни.

Похороны предков представляли собой сложную обрядность, которая отражала представления о жизни души. Считалось, что после смерти тела душа остается жить, отлетая в «тридевятое царство», в рай. Такие элементы обряда похорон, как плач, поминки, игры-состязания были связаны с семейно-родовым погребальным культом. Каждое из племен по своим, только ему присущим правилам хоронило умерших. Кривичи, например, сжигали труп умершего, останки собирали в специальные сосуды, над которыми затем делали насыпи. По периметру их обкладывали камнями. Дреговичи клали трупы на землю и насыпали над ними курганы. Радимичи до X ст. сжигали умерших, а позже клали на специальное ложе, посыпанное пеплом, и над ним делали насыпь. Более сложный погребальный обряд, как правило, свидетельствует и о более высоком уровне развития культуры. Обязательными для погребального обряда были поминки, на которых душа также присутствовала и слушала, что и как говорят об умершем. Следует заметить, что «творяху тризну», наши предки, как и в повседневной жизни того времени, не злоупотребляли алкогольными напитками. Медовуху, а позже и пиво (водку на Беларуси до XVI в. вообще не знали) во время поминок пили «по кругу», передавая «чару» в направлении движения солнца, и только трижды.

Повсеместно был распространен культ предков. Празднования в честь усопших предков проводились несколько раз в году. Значительными были осенние Дзяды, весенняя Радуница - праздники, когда поминались усопшие. В эти дни души предков - их называли дзядами независимо от возраста, в котором человек покидал этот свет, - приходили в дома к своим родным, где их уже ожидали. Двери или окна были открыты, на столе стояла чарка и хорошее угощение для «дзядов». Вечером люди шли на могилы, где зажигали огни - знички.

В устном поэтическо-былинном творчестве белорусов - в сказках, песнях, преданиях и былинах - выражалась любовь к своей земле - родине, стремление к свободе, уважение к человеку, его труду, неприятие притеснения и угнетения. В общерусском былинном эпосе есть следы кривичско-белорусских былин, и в частности легенда о Волоте Волотовиче, былина о Волхве Всеславиче. В Х-ХIII вв. героями эпических произведений становились исторические личности, преимущественно князья и выдающиеся выходцы из народа.

Трудно переоценить культурно-политическое значение официального принятия христианства на Руси в 988 г. Принятие этой веры включало восточнославянские земли в христианский мир, присоединяло их к тысячелетней культурной традиции греко-римской цивилизации. Оно поднимало Русь на боле высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. В идеологическом, религиозно-культурном плане она попадала в орбиту Византийской империи, в «византийское сообщество народов». Единая общегосударственная религия сыграла свою положительную консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и прежде всего в культурно-духовной. Она венчала и упрочивала древнее мировоззрение людей, придавала ему более возвышенный, утонченный характер. Благодаря этому судьбоносному факту Киевская Русь оставила потомкам великолепное искусство и блестящую литературу. О том, как распространялась новая религия в Полоцкой земле можно судить по некоторым документальным источникам. Есть известие, например, что уже в IX в. здесь были христиане, т.е. эта религия стала утверждаться в Беларуси в то же время, как и в Польше, Дании, Швеции, Норвегии, Хорватии и др. европейских странах. Господствующей же религией здесь христианство стало лишь в конце ХII - ХIII в., когда ему удалось, в основном, преодолеть мощные языческие традиции. Сразу же после крещения населения в Киеве водным путем, по Днепру, в Новгород отправились с миссией христианизации греческие и болгарские священнослужители. Сопровождал их дядя великого князя - Добрыня с войском. Путь миссии пролегал через Туров и Полоцк, где местные язычники приводились к новой вере. В самом Полоцке и Турове возникли епархиальные центры. Отдельные историки полагают, что первое полоцкое епископство было создано не позднее 992 г., а туровское - в 1005 г. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и. как уже отмечалось, приняла монашеский постриг. Изяслав, ее сын, был христианином и с уважением относился к духовному и монашескому сану. Известно также, что при нем в Полоцке уже был один христианский храм. Понимая перспективы новой религии, возможности, которые она несла государству и народу, в том числе и широкие общеевропейские политические выгоды, полочане постепенно склонялись к христианству греческого обряда. Становление новой религии в белорусских землях шло по схеме: князь - дружина - город - деревня.

Страницы: 1 2 3 4

Внешняя политика России в начале XX в
На рубеже XDC-XX вв. международная обстановка значительно изменилась. Это было вызвано борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. Германская империя, созданная в 1870 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государств ...

Литература, музыка искусство
Литература. Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в осн ...

Платоновы
Широко известный в Туле купец I гильдии и рыбопромышленник Игнат Козьмич Платонов был выходцем из крапивенских мещан. За сравнительно короткое время он стал купцом II, а затем и I гильдии. Занимал многие общественные должности: был казначеем и почетным членом Николаевского детского приюта и Попечительства детских приютов; в 70-90-е годы ...