Развитие советско-американских отношений в эпоху правления Хрущева
Страница 1

Учебные материалы » Развитие советско-американских отношений в эпоху правления Хрущева

Начиная с 1957 г., когда Советский Союз завершил работу по созданию межконтинентальных ракет, осуществил запуск первых спутников, тем самым, обогнав Соединенные Штаты Америки (лишь на время и то только в области баллистики), оптимизм Хрущева получил новый импульс. Советское руководитель мог теперь позволить себе бравировать угрозой массированного возмездия Соединенных Штатов, если те решаться на ядерную атаку. Если на ХХ съезде он утверждал, что Советский Союз имеет средства побудить Соединенные Штаты отказаться «экспортировать контрреволюцию». В этих условия и если бы социальные процессы в каждой стране развивались так, как это им предписывал марксистский детерминизм, победа социализма в мире была бы обеспечена в обозримом будущем. Различные факторы (прежде всего процесс деколонизации) позволили говорить о необратимости движения человека к социализму, которое Советский Coюз был призван вдохновить и ускорить, активизируя свою политику в третьем мире.

В хрущевской диалектике экономическое соревнование и мирное сосуществование шли рука об руку, опираясь на достигнутые Советским Coюзом рубежи. Динамизм советского общества, подкрепленный на ХХI съезде партии теорией перехода от социализма к коммунизму, гарантировал бы мирное сосуществование различных стран. В свою очередь оно должно было обеспечить благоприятные условия для экономического расцвета Советского Союза, позволив сократить военные расходы на некоторые виды обычного оружия и направить средства в другие секторы экономики. Все более крепнущая экономика позволила бы оказывать экономическую помощь третьему миру, укрепляя его независимость и сокращая «сферу влияния империализма».

Политика мирного сосуществования, это задуманная новая форма противодействия Западу, искусно чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956-1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоеваний «социалистического лагеря». В этом аспекте основной заботой советского руководства стал Берлин, статус которого постоянно ставил под сомнение положение ГДР как государства. Открытый город, витрина Запада в самом сердце ГДР, Западный Берлин был, по выражению В. Ульбрихта, «раком», снедавшим изнутри западную границу «социалистического лагеря». В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к западным державам с предложение пересмотреть статус Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом. Советский Союз предоставлял Западу шестимесячный срок для переговоров с ГДР, по истечении которого СССР подписал бы с этой страной сепаратный договор о мире, дававший ему полную власть над Восточным Берлином, что поставило бы Западный Берлин в затруднительное положение. Для проведения переговоров по немецкой проблеме Хрущев выразил пожелание созвать конференцию четырех «великих держав». Получив отказ от Запада, не пожелавшего принять его предложение, Хрущев согласился отодвинуть установленные им сроки, надеясь добиться желаемой встречи. Принципиальная договоренность была достигнута после визита Хрущева в Соединенные Штаты в сентябре 1959 г.

Страницы: 1 2 3 4

Столыпинская аграрная реформа
Бурж. реформа крест. надельного землевладения в России. Началась по указу от 9 нояб. 1906, прекращена по пост. Врем. пр-ва 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени пред. Сов. Мин. П.А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Разрешение выходить из крест. общины на хутора и отруба (закон от 9 нояб. 1906), укрепление Крест. поземель ...

Вторжение французских войск в Египет. Война с Россией.
Войны, потрясавшие Европу после французской революции, лишь частично ослабили нажим европейских держав на Османскую империю. В англо-французской борьбе за немалую роль играло и стремление занять господствующее положение на Ближнем Востоке, подчинить себе Османскую империю. В июле 1798 года французская армия во главе с Наполеоном Бонапа ...

Преобразование органов центрального управления.
В 1801—1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный) совет — совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоя ...