Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура
Страница 1

Учебные материалы » История Башкортостана » Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура

В исторической литературе IX - X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подобные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли, под которыми многие подразумевают Уральские горы. Сообщения примерно такого же рода дают авторы ал-Истахри, Ибн-Хаукаль и другие. Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами, входившими в состав кыпчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир про-зжал Ибн-Фадлан. Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии (Среднее Поволжье) мусульманской религии. Ибн-Фадлан вел дневник, куда записывал все увиденное и услышанное. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузокыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнею г. Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок" В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горнолесных районах, следовательно, на Южном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным считается труд крупного арабского историка Идриси. Хотя он жил в XII в., но при описании истории народов Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии пользовался не дошедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал, таким образом, действительность этого времени. Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршрутов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булгарии. В стране башкир источники Идриси знают такие го-рода как Karukia, Masra и Kasra, которые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка башкир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков.

Вопросы о происхождении древних башкир, территорий их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX-XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с, данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV-XV вв.

Следует отметить, что понятие "страна народа" в жизни складывается не мгновенно, а в течение нескольких столетий. В данном случае четко зафиксированное в источниках IX - X вв. понятие страна башкир ("Историческая Башкирия") возникло не сразу и ранние этапы его форми-рования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V - VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX - X вв. и среди них могли быть группы населения - носители имени (этнонима) "башкорт".

Культура башкир IX -X вв. полно представлена богатыми материалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области).

Судя по материалам памятников, башкиры IX - X вв. носили роскошные пояса, сплошь украшенные серебряными и позолоченными пластинами. Пояса имели длинные подвески, спускавшиеся спереди и сзади. Интересно отметить, Точно такие же пояса носили в IX-X вв. кочевые племена Центральной Азии, Сибири и Казахстана.

Страницы: 1 2

Генезис и эволюция веча на Руси
Термин “вече” происходит от корня “ве”, откуда – “вещать”. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. Выделяют следующие периода возникновения и развития веча. Первый период – VI-IX века, характеризуется тем, что здесь живут “племенные сходки”; второй – IX-Х века – “переход” от племенного собрания к город ...

Заключение.
Из большевистских идей и тенденций, свойственных военному коммунизму, вырос бюрократизм советской системы, который распространился и на партию, и на госаппарат, и на общественные организации. Партийная бюрократия подчинила себе этот процесс, который привёл к образованию особого руководящего слоя советского общества – номенклатуры. Интер ...

Славянофилы и западники
К концу 1830-х годов в российском обществе сложились два течения русской общественной мысли — западников и славянофилов. Западники, среди которых выделялись историки Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, философ К.Д. Кавелин, литераторы В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.Ф. Корш, придерживались идеи о единстве исторического развития человеческого ...