Приказные дьяки и подьячие и их делопроизводство
Страница 2

Учебные материалы » Особенности архивов приказов XVI-XVII вв. » Приказные дьяки и подьячие и их делопроизводство

Отдельные законодательные акты, правительственные распоряжения, сделки частных юридических и физических лиц по-прежнему оформлялись, как и в Киевском государстве, в виде грамот.

Установившееся разделение форм делопроизводства определяло собою приемы классификации и хранения материалов. Законченные производством дела, переписка и различные отдельные документы сгруппировывались обычно по охарактеризованным выше формам. Выходящим за пределы этих форм приемом классификации и хранения было увязывание или свертывание материалов в "связки" и "свертки". Этот прием сложился тремя способами. Либо среди материалов оказывались такие дела и документы, которые не укладывались почему-либо ни в одну из обычных форм, но в то же время были связаны или однородны между собою по содержанию. Такие материалы сгруппировывались в связки и свертки. Либо появлялись к уже заполненным тетрадям и книгам дополнительные материалы, которые и соединялись с ними в связки, обозначавшиеся обычно таким образом: "книги или тетради (о том-то), а к ним привязано ." Либо в делопроизводстве отлагались отдельные разнородные документы, которые уже просто механически связывались в связки, что и обозначалось терминами "рознь" или "розница всякая", "связка всякой розни" и т.д.

Делопроизводством заведовали дьяки, количество которых в каждом приказе зависело от его размеров. Так, в Посольском приказе обычно было до трех дьяков, в Разрядном - до шести, а в Поместном даже до пятнадцати дьяков. В тех приказах, которые состояли непосредственно при царе и Боярской думе (Посольский, Разрядный, Поместный, Четвертные и при Алексее Михайловиче - Тайный), один из дьяков, обычно думный, т.е. обязанный присутствовать на заседаниях Боярской думы, назначался начальником приказа, прочие дьяки были его товарищами. В прочих приказах начальниками были бояре или дворяне, и дьяки были у них в подчинении. Но с течением времени, особенно с половины XVII в., и над думными дьяками ставятся в приказах "судьи" из бояр, и значение думных дьяков, как самостоятельных начальников приказов, стало падать[2].

Делопроизводство приказов велось по отделам, которые назывались "повытьями" и "столами". Эти названия в одних приказах были синонимами, в других являлись подразделениями одно другого. Деление на столы и повытья производилось либо по роду дел (например: Денежный стол Разрядного приказа), либо по территориальному принципу, т.е. между столами или повытьями расписывались все подведомственные тому или иному приказу города, а в Посольском приказе, кроме того, и страны, с которыми велись сношения. В каждом столе или повытье города и страны в свою очередь распределялись между "старшими" и "средними" подьячими, на каждого из которых во многих приказах приходилось по тридцати и более городов. Один из старших подьячих в каждом столе или повытье был его начальником. Низшим слоем приказных являлись "молодые" подьячие. Число подьячих в приказах менялось в зависимости от значения того или иного приказа и от обширности его ведомства. Самым многочисленным составом подьячих обладал Поместный приказ, в котором к концу XVII в. насчитывалось штатных и сверхштатных подьячих до 500 и даже до 800 человек.

Таким образом, в постановке приказного делопроизводства наблюдается уже довольно сложная структура, по которой и стали классифицироваться документы, Сложность структуры приказов положила начало и обособлению некоторых категорий документов от текущего делопроизводства, и возникновению в приказах архивов, как собрание документов, отделенных от столов и повытий.

Страницы: 1 2 

Примечания
[1] Саундерс Э. Сто дней Наполеона. М., 2002. С. 5. [2] Акт Венского конгресса // Хрестоматия по истории России. Т. 2. М., 1997. С. 89 – 91. [3] Там же. С. 91. [4] Из мемуаров Талейрана // Тарле Е. Талейран. М., 1993. С. 276 – 285. [5] Талейран Ш.-М. Мемуары. Екатеринбург, 1997. [6] Предисловие // Талейран Ш.-М. Мемуары. Екатеринбу ...

Либеральные реформы 60-70-х годов.  Учреждение земств.
После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизн ...

Последние годы существования СССР (1985-1991)
В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые «перестрой ...