Введение
Страница 1

С конца XIX в. и до середины XX в. Россия дважды присутствовала в Китае на юге Ляодунского полуострова в районе Порт - Артур – Дальний.

До конца XIX в. главными базами русских владений на Тихом океане были последовательно – Охотск, Николаевск-на-Амуре и Владивосток. В конце века Россия начала строить Транссибирскую железную дорогу, чтобы связать центр страны с ее самой отдаленной окраиной – Дальним Востоком. В конце железная дорога должна была пройти от Забайкалья до Владивостока через китайские владения в Маньчжурии.

Развивая свое присутствие на Дальнем Востоке, русское правительство предприняло ряд некоторых шагов для приобретения в аренду Ляодунского полуострова (в число шагов, увы, входили и взятки китайским чиновникам на местном и правительственном уровне). Договоренность была достигнута в 1898 году. С этого времени Порт - Артур начал усиленно развиваться в качестве основной базы российского флота на Тихом океане.

Излишне говорить, что такое положение вещей не понравилось Японии. 8 февраля 1904 года японские вооруженные силы сыграли с порт-артурской эскадрой в свою любимую национальную игру, известную после 1941 года под названием "Перл-Харбор". Результаты из-за отсутствия в то время военной авиации были не столь оглушительны, как в сорок первомС укреплением позиций России в Маньчжурии после постройки железной дороги центр ее интересов сместился на юг, и стратегическое положение Владивостока, как главной базы русского флота на Тихом океане, ухудшилось. Царское правительство России запланировало приобрести в аренду какой-либо порт на побережье Кореи или Китая у выхода из Желтого моря, чтобы перенести сюда главную базу своего тихоокеанского флота. В 1897 г. выбор пал на Порт - Артур , и уже в конце этого года русская тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Дубасова встала на якорь в гавани Порт - Артура (Люйшунькоу). После заключения 15 марта 1898 г. договора с Китаем об аренде этого района Порт - Артур стал главной базой русского флота на Тихом океане.

Таким образом, исконное движение России на восток, начавшееся в самую раннюю ее эпоху походами новгородской вольницы и позже освоением Сибири, закончилось в конце XIX в. выходом к берегам Желтого моря. Но здесь, на скалистых берегах Квантунского полуострова, Россия натолкнулась на встречное движение со стороны Японии.

В России интерес к Дальнему Востоку стал проявляться с 19 века, после вхождения в ее состав Сибири. На вновь присоединенной территории было введено общерусское законодательство. Однако крепостного права там не существовало. Это послужило причиной того, что огромные массы трудового населения двинулись из центральных регионов страны на Восток. В 1639 году русские впервые вышли к берегам Тихого океана. К началу 18 века их влияние распространилось на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В первой половине 18 века владениями России стали Аляска и Алеутские острова.

К середине 19 века на восточных окраинах России сложилась такая обстановка. Во владения Российского государства входили все Тихоокеанское побережье, омываемое Беринговым, Охотским и Японским морями, Аляска, Алеутские и Курильские острова, Сахалин. Но еще требовалось окончательное урегулирование вопроса о границе с Японией. Важно было добиться возвращения земель в Приамурье, захваченных Цинским Китаем в конце 17 века. Решение этих задач осложнялось растущей экспансией в районе Дальнего Востока западных держав: Англии, Франции и США.

Главным объектом их колониальной политики становится феодальный Китай, который сам до этого проводил политику агрессии захватов по отношению к соседним народам.

Страницы: 1 2 3 4