Генезис и эволюция веча на РусиСтраница 2
Право голосовать на вече имели только мужчины – главы семей. Это не значит, что холостяки принципиально исключались, но голоса неженатых сыновей, живущих в отцовском доме, не подсчитывались. Холостяк, живущий сам по себе, являлся членом собрания. Обычай требовал, чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиняться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто развязывались драки. В таких случаях либо не приходили ни к какому решению, либо, наконец, одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось неохотно принимать неизбежное. Обычно на собрании председательствовал городской глава, но иногда возглавлять собрание просили митрополита или местного епископа, по-видимому, в тех случаях, когда влиятельная группа горожан находилась в оппозиции голове. Князь мог присутствовать на собраниях, которые происходили на главной рыночной площади города.
В конце XI – 30-х годах XII века вече уже не представляется исключительно силой только города Киева. Тут уже в каждом крупном центре земель: Чернигове, Новгороде, Переяславле, Смоленске, Владимире; существовало несколько боярских группировок, претендовавших на руководящее положение и оспаривавших, обычно на вече, это право друг у друга, стремящихся посадить на княжеский “стол” своего ставленника, что, по всей видимости. Произошло в 1113 г., когда при поддержке знатной и богатой части “киевлян”, а может быть это переяславские бояре или черниговские, которые подкупили киевлян начать погромы не угодных им людей – тысяцкого Путяты, сотских, евреев – богатых купцов, для вокняжения Владимира Мономаха на Киевском “столе”, ибо последние не хотели этого.
Компетенция веча не была четкой. В одних случаях на нем решались вопросы об обороне города, в других вопросы о престолонаследии: поддерживать или выступать против кандидата на княжеский ‘стол”, с точки зрения интересов городской верхушки. Реже оно действовало как верховный суд. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало “голову” и других представителей городского управления, а также глав пригородов.
Таким образом, можно отметить, что вече существовало постоянно на Руси выдвигаясь то на первый, то на второй планы. При сильном князе этот орган был послушным придатком верховной власти, при слабом зависимость могла быть обратной. Но именно деятельность веча закладывала прочный фундамент под развитие местного самоуправления как в городах, так и в пригородах, которое лишь отчасти, но выражало интересы той, или иной территории Киевской Руси.
Реализация мероприятий по проведению аграрной
реформы
Проведение реформы началось с издания Манифеста от 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с крестьян: с 1 января 1906 г. наполовину и с 1января 1907 г. полностью. Следовательно, по положениям реформы 1861 г., с этого времени земля переходила в надельную собственность крестьян без выплаты за нее выкупных платежей помещикам. При под ...
Революционный подъем
1905-1908 гг. в Индии
Наряду с буржуазными революциями в полуколониальных странах — Иране, Турции, Китае — в начале XX в. развернулись мощные антиимпериалистические выступления в Индии, Индонезии и других колониях. Если в полуколониальных странах революции начала XX в. были направлены в первую очередь против феодализма и правящих династий, то в колониях рево ...
История и общество. Сущность цивилизационного
подхода к истории
Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В российской исторической науке его сто ...