Заключение
Страница 1

Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века происходила в период существования византийско-славянской цивилизации, впитавшей в себя политические элементы скандинавской (варяги), восточной (кочевые племена: хазары, печенеги, половцы) общностей и Византийской империи.

Первая общность, в политическом отношении, отделила на непреодолимую грань интересы князей от интересов населения Руси. Именно она закрепила административно-исполнительный аппарат в Киевской Руси.

Вторая же способствовала зарождению деспотической, самовластной, могущественной власти князя Киевского.

С Византии на Русь, в связи с принятием христианства (православия), пришли зачатки монархической идеологии: всякая власть от Бога; безропотное повиновение людей верховному правителю; единый культ Бога, исповедуют который все подданные государства; передача богатств людей своему верховному правителю.

Именно византийско-славянская цивилизация, по моему мнению, оформила возникновение единого восточнославянского протогосударства – Киевской Руси, звеньями интеграции должны были выступать единоличная княжеская власть и христианская (православная) религия.

Но воплотить этот идеал на длительное время в Киевской Руси не удалось.

В первой половине IX века существовали такие формы власти – власть старейшины рода, вождя ледени, вождя союза племен. Но уже наличие публичной власти говорит о том, что данная общность людей, в частности славян, встала на путь построения протогосударственной политической системы. В результате этого укрепляется разделение занятий людей: один становятся воинами, другие ремесленниками, третьи крестьянами (смердами); и славянам приходится переходить к иной форме объединения – от племен к союзам племен.

Вот здесь и могут вмешаться силы, обычно вооруженные и из-за пределов этих союзов, т.е. пришлые люди – варяги, одним из которых был и легендарный Рюрик. Он пришел помочь, но в то же время захватить какую-либо власть в свои руки.

Однако, пока союзы обладают экономическим, политическим, духовным потенциалами они будут вести борьбу за господство, в ходе которой победа будет дарована только одному союзу племен (поход Олега на киев). Объединение двух мощных племенных союзов – Новгорода и Киева, воплощает уже “суперсоюз”.

“Суперсоюз” несет в себе такие особенности: 1) наличие публичной власти; 2) расплывчатость территориально-административных единиц; 3) зарождающаяся система налогообложения; 4)отсутствие права унаследования власти.

Все эти особенности показывают, что “суперсоюз” есть еще слабое политическое объединение.

Княжение Ольги подводит последнюю черту под существование “суперсоюза”, который во время княжения Святослава оформился в протогосударство восточных славян.

Здесь уже члены славянских племен становятся подданными протогосударства, а не союзниками “великого” князя. Ибо с мнением князей и старейшин племен, союзов племен Киевская администрация перестает считаться, решая все “дела земли” в своем тесном кругу. Опять-таки она обособляется от основной массы восточных славян, что приводит к утверждению на Руси класса “господарей”.

После окончания княжения Святослава (972 г.) с 973-980 гг. на Руси существует слабая княжеская власть (Ярополк Святославич) с доминирующей над ней верхушкой из “княжьих мужей” из варягов (Свенельд, его сын Лют).

Страницы: 1 2 3 4

Общие сведения о культуре второй половины XIX в России
Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подвергалась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: ...

Рабочее движение в РОССИИ в 70-е - 80-е г.г. XIX в.
Место и роль революционного народничества в российском освободительном движении трудно переоценить. Народники 60-70 гг. дали России первые образцы революционных организаций, ставивших -своей задачей революционную борьбу за свержение само­державия. Хотя они и делали ставку исключительно на кре­стьянство и его революционные возможности, м ...

В преддверие трагедии
В 1560-1564 гг. царь Иван правил сам. Он стал враждебно относиться к Владимиру Старицкому, подозревая, что тот претендует на трон. У Владимира отняли часть удела, бояр и слуг. Мать Владимира, Ефросинью, по ложному доносу обвинили во «многих неправдах» и насильно постригли в монахини, заточив в Горицком монастыре на Шексне. В Ливонии те ...