Раскол

После окончания ссылки в июле 1900 Ленин покидает Россию; живет в Мюнхене, Лондоне, Женеве. У него созревает свой план создания социал-демократической партии как организации профессиональных революционеров, ядром которой должна стать общероссийская политическая газета «Искра». Именно в это время (1902) впервые появляются статьи, подписанные партийным псевдонимом Ленин. Он становится одним из редакторов «Искры» и вместе с Плехановым и Мартовым готовит второй съезд Российской социал-демократической партии (РСДРП), который состоялся в июле-августе 1903 в Брюсселе-Лондоне.

Этот съезд усилиями Ленина был расколот на две фракции: Плеханов и Мартов (меньшевики) склонялись к классической европейской социал-демократии, Ленин (большевики), основоположник партии нового типа, ратовал за строжайшую партийную дисциплину, безусловное подчинение меньшинства большинству, вертикальную структуру подчинения. Цель такой организации — не завоевание парламентского большинства, а захват власти вооруженным путем. Ставшая известной ленинская фраза «прежде, чем объединиться, надо решительно размежеваться» становится его принципом партийного строительства. В дальнейшем до Октябрьского переворота Ленин неоднократно размежевывался, откалывался, раскалывал политические фракции и группки.

«Эрудитская критическая школа»
Представители другой школы гуманистической историографии — «эрудитской критической школы» — были менее связаны с политическими пристрастиями, более трезво относились не только к средневековой, но и к античной историографической традиции. Ее представители, излагая историю сухо и по-деловому, занимались собиранием фактов, документов, памя ...

Присоединение Неопатреи к Афинам
Мир с Венецией дал теперь Альфонсу Фадрике возможность рискнуть на некоторые более значительные предприятия по ту сторону Фермопил. Беспрепятственно заняв фессалийские лены своего тестя, он получил со смертью себастократора и владельца Великой Валахии возможность завладеть и этим герцогством. Больной Иоанн Ангел Дука не признавал там ка ...

Даосизм и его сторонники
Даосизм, т.е. учение о Дао в духе метафизики, натурфилософии и откровенной мистики, — сложный комплекс идей. Он появился сравнительно поздно, на рубеже IV—III вв. до н.э., если даже не в III в. до н.э., но в процессе его генезиса сыграли свою роль как древние народные суеверия с оттесненными на интеллектуальную периферию мифологическими ...