Война 1941-1945 гг.Страница 3
Это была первая военная зима. Работы производились при сильном морозе, студеный ветер пронизывал телогрейки, но рабочие, обогреваясь у костра, прудились непрестанно. Люди словно соревновались с морозом – кто выйдет победителем. Металл тяжело переносил сибирский климат, а люди держались.
Люди, эвакуированные с запада, рука об руку с новосибирцами трудились самоотверженно.
Опрокидывались многие каноны и догмы «нормального» строительства и монтажа, «предельного» съёма продукции со станка.
Правилом того, как беззаветная преданность Родине, непоколебимая вера в победу нашей советской правды, безграничное доверие Коммунистической партии делали возможным невозможное, например развёртывание и пуск в эксплуатацию завода «Электросигнал».
В этот момент, когда ещё 80% оборудования лежало на разгрузочных площадках, директор завода, только что прибывший из Воронежа с последним эшелоном рабочих и эвакуированного имущества, созвал совещание хозяйственного актива и заявил:
- Стране нужна наша продукция, и мы обязаны её дать! Объявляю завод действующим!
Работы по развёртыванию завода начались 25 ноября 1941г., а во 2 половине января 1942г. заработали первые станки, ещё через 25 дней были пущены в эксплуатацию автоматы. Кстати, город не ожидал таких «гостей», и поэтому к моменту пусков автоматов нигде не нашлось масла для их заливки. Но поскольку ждать времени не было, автоматы стали заливать эмульсией из мыльной воды.
При этом выявилась интересная деталь: если автоматы иностранных фирм часто «бастовали» от такой варварской заливки, то станки отечественного производства настолько к ней привыкли, что позднее заливка их маслом вызывала у некоторых рабочих недоумение.
И много ещё других трудных обстоятельств были обычными для заводов, прибывших по эвакуации. Тот же завод «Электросигнал» до войны получал от поставщиков примерно по 30 профилям, а теперь пришлось довольствоваться только одним. Но и здесь люди вышли из положения: они сконструировали тянульный и волочильный станки и стали получать нужный профиль металла. Работавший на этих станках Николай Егоркин достиг такого мастерства, что товарищи, спустя, называли его «доктором волочильных дел», и как бы ни пересматривали нормы, меньше 50 % у него не было, а частенько доходило и до 80%.
Уже в 1942г. подавляющие большинство предприятий, выпускавших ранее гражданскую продукцию, стало работать на нужды войны: производить боевую технику, боеприпасы, оружия.
Бурный рост металлообрабатывающей, химической, электротехнической и других отраслей промышленности уже в 1942г. превратил Новосибирск в одну из индустриальных крепостей страны
Если до войны удельный вес средств производства в общем объёме промышленности города составлял 23,3%, то в 1942г. он был равен 85,4%. Восстановленные эвакуированные заводы в 1942г. произвели 40%всей промышленной продукции Новосибирска.
Трудящиеся Новосибирска в письме войнам сибирской 235-ой стрелковой дивизии сообщали «требование о том, что каждый боец должен сегодня в совершенстве обладать своим оружием, мы, новосибирцы, приняли для себя как непреложный закон, потому что мы – армия тыла, потому что каждый из нас сегодня – боец.
Линия фронта проходит сегодня через цеха наших заводов. Здесь, у станков, у рабочих мест люди забыли о сне и отдыхе, трудящиеся нашего далёкого сибирского города ведут борьбу за свободу и независимость своей Родины.
Тысячи женщин, девушек и подростков заменили вас, товарищи бойцы, на заводах. Они овладели мужскими профессиями, раскрыли в себе невиданные силы – работают за двоих, за троих, за десятерых. Город стал фронтом. Город работает во имя победы.
И как в бою вырастают мужественные войны, так и в боевой работе наш город вырастил замечательных бойцов тыла .»
В военное время особенно усилилась авангардная роль коммунистов. Они шли туда, где было наиболее трудно, где решался успех дела.
Коммунисты составляли ядро ударных бригад, они были на решающих участках производства; своей работой, стойкостью и самоотверженностью, инициативой и дисциплиной подавали пример беспартийным и увлекали за собой весь коллектив.
В эти грозные дни трудящиеся ещё больше сплотились вокруг коммунистической партии. Это выразилось в том, как чутко и активно народ откликался на боевые призывы партии.
Это отразилось и в росте рядов партийной организации. Половину своих членов городская партийная организация отправила на фронт(из 12801 коммунистов 6227 ушли в армию). Но ряды непрестанно росли и к концу войны в её составе было 21988 коммунистов.
В партию шли те, кто готов был взять на себя наибольшую тяжесть суровых военных испытаний.
Перестройка народного хозяйства города на военный лад предъявляла повышение требования к партийным комитетам. Партийные органы призваны были работать, как военные штабы. В партийный аппарат привлекались лучше наиболее опытные партийные и хозяйственные кадры, инициативные и знающие специалисты. Это давало возможность оперативно, чётко, без задержки решать сложные задачи, квалифицированно разбираться в запросах и нуждах предприятий, оказывать им быструю и действительную помощь. Важную роль в руководстве промышленностью выполняли парторги ЦК ВКП(б), комсорги ЦК ВЛКСМ, работавшие на крупнейших предприятиях города.
Гражданская война в Башкирии (окт. 1917-1920)
Вооруж. борьба за власть между сторонниками большевистской партии и их противниками. На стороне большевиков выступили рабочие, беднейшее и ч. среднего крест-ва, нек-рые др. соц. группы (ч. интеллигенции, офицерства). Лагерь противников составили помещики, капиталисты, бывш. чиновники, офицеры, интеллигенция и предст. др. соц. слоев. Выс ...
М.М. Сперанский
В 1807 году на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839). Среди политических деятелей дореволюционной России этому «русскому реформатору», по определению Н.Г. Чернышевского, принадлежит, бесспорно, первое место. Историческая значимость того, что сделал Сперанский, определяется не только разраб ...
Вступление
Из курса отечественной истории известно, что вторая половина XIX века характеризуется развитием капитализма и паровых машин. Как ни банально это звучит, но эти два фактора позволяют резко сузить область рассмотрения транспорта до исключительно железных дорог. Как мы увидим в дальнейшем, решающую роль в развитии железных дорог сыграли пр ...