Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях
Страница 1

Учебные материалы » Общественно-политическое движение в Украине в начале ХХ века (1900-1914 гг.) » Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях

Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях:

борьба за автономию Восточной Украины; вечевое движение;

пространство Галичины и Буковины как арена политической деятельности политэмигрантов из Надднепрянщины.

В конце ХIX века надежды многих образованных украинцев в Галичине сосредоточились на России, поэтому наибольшее распространение получили русофильские течения и народовцы в общественно-политической жизни.

Однако с развитием идеологий, ростом организационной инфраструктуры и все более настоятельной потребностью в согласованном участии в парламентской системе сложились условия для появления политических партий, которые пришли бы на смену слабым народовским и русофильским группировкам. В отличие от небольших радикально настроенных подпольных партий российской Украины партии в Галичине развивались открыто и легально. Стремясь завоевать как можно больше голосов избирателей, они придерживались в целом умеренного тона. Еще одно отличие между восточно- и западно-украинскими партиями заключалось в подходе к национальному вопросу. Если первые буквально агонизировали в попытках увязать его с социально-экономическими проблемами, вторые, даже самые ярые социалисты среди них, ясно давали понять, что являются членами единой украинской нации, требовали глашали своей главной целью государственную независимость. Требование независимости не было чем-то неожиданным: другие народы империи Габсбургов уже давно заявляли о подобных устремлениях. Учитывая рост воинственности украинцев в отстаивании своих интересов, выдвижение таких требований становилось лишь вопросом времени. В 1896 г., молодой радикал Юлиян Бачинский впервые открыто выступил с призывом к объединению всех украинцев в едином независимом государстве, издав книгу "Ukraina irredenta" ("Украина подневольная"), которая произвела электризующий эффект на национально сознательных украинцев.

Формально первыми объединились в политическую организацию радикалы, что дает им основание считаться первой украинской политической партией. Следуя идеям Драгоманова и во главе с Франко и Павлыком, они проповедовали идеи "научного социализма", заняли критические позиции в отношении греко-католического духовенства из-за его социального консерватизма и выступали за сотрудничество с польскими рабочими и крестьянами. В 1895 г. они "национализировали" свою программу, заявив, что в далекой перспективе социализм наилучшим образом можно реализовать в независимом государстве, а в более близкой - в полностью автономной украинской провинции Австро-Венгрии. Однако враждебность духовенства, блокировавшего радикалам доступ к селу, малочисленность украинского пролетариата, зависимость от польских социалистов и фракционность не позволили этой динамичной новаторской партии завоевать широкую поддержку в галицком обществе.

В 1899 г. обновленные народовцы во главе с Евгеном Левицким и Володимиром Охримовичем (к ним присоединились Грушевский и Франко, оставивший враждующих друг с другом радикалов) создали "Національно-демократичну партію". Сформулировав свою программу таким образом, чтобы привлечь и недовольных радикалов, и разочаровавшихся русофилов, национал-демократы также провозгласили своей стратегической задачей национальную независимость. Целью более близкой они считали достижение автономии при сохранении верноподданности Габсбургам. Во всех иных отношениях партия стояла на типично либеральной платформе, избегая противоречивых социальных проблем. Ее умеренность и поддержка такой популярной организации, как "Просвіта", вскоре превратили национал-демократов в крупнейшую украинскую партию в Галичине.

Страницы: 1 2 3 4

Жреческое сословие и его роль
В ранних славянских организациях человек, не зная личных богов, не устраивал особых мест богослужения; тогда еще не было жрецов, ибо божества служили аллегориями явлений природы, и жертвы он приносил самим этим явлениям. Долго сохранялись обычаи вешать на ветви деревьев, класть на камни или у корней старого дуба разные жертвы и дары, к ...

Лялины
Бывший оружейник Яков Александрович Лялин указом Тульской казенной палаты от 31 декабря 1864 года был причислен в тульское I гильдии купечество. При нем состояли его племянниками Михаил и Николай Павловичи Лялины, выходцы из семьи тульского оружейника П.А.Лялина. Уже в 1868 году на пожертвование потомственного почетного гражданина Яков ...

Октябрьская революция
С 20 по 24 октября ЦК фактически не допускал Ленина в Смольный, он появился там без предварительного согласования вечером 24. Именно с этого момента ленинская энергия, воля, работоспособность становятся поистине титаническими. Его статьи («Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего»), написанные в это ...