Активизация политической жизни и рост независимых
настроений на западно-украинских земляхСтраница 2
На противоположных полюсах идеологического спектра появились две другие партии. В 1899 г. марксисты Микола Ганкевич и Семен Витык основали "Соціал-демократичну партію", представлявшую интересы украинских рабочих. В том же году отдельные представители духовенства основали "Католицький русинський союз". Впрочем, обе эти партии не добились заметных успехов, поскольку социальная база первой была слишком узка, а вторая мало привлекала своим консерватизмом молодое украинофильское духовенство, увлекавшееся откровенно национальными лозунгами национал-демократов.
Стремясь заполучить поддержку крестьянства, все партии созывали веча - публичные сходки в селах, где обсуждались волнующие всех проблемы. Нередко в них участвовали большие массы крестьян. Например, во время избирательной кампании 1905-1906гг. на вече, организованное национал-демократами, собралось около 20 тыс. человек - это было красноречивым подтверждением растущей политической сознательности крестьянства.
С ростом организованности и политическим усилением украинофилов влияние русофилов сошло на нет. Для младшего поколения украинской интеллигенции и даже для полуобразованных крестьян "язычие" было слишком неестественным, отождествление с русскими - чересчур надуманным, социальный консерватизм русофилов - чрезмерно реакционным, а их зависимость от иностранной поддержки - предельно унизительной. Попытки русофилов конкурировать с украинофилами в организационной области принесли мизерные результаты: в 1914 г. их общество им. Качковского имело 300 читален, в то время как "Просвіта" - 3 тыс.; если в "Центральну спілку українських кооперативів" входило свыше 900 организаций, то в аналогичное объединение русофилов - 106. В политической области дела обстояли не лучшим образом. В 1913 г. в галицкий сейм прошло 30 депутатов от украинофилов и только один - от русофилов.
Надеясь остановить свой упадок, молодое, более агрессивное поколение русофилов в 1900 г. приняло "новый курс", направленный на полное самоотождествление с Россией. Они создали Русскую национальную партию, субсидирование которой царским правительством еще более возросло, и вели агитацию за обращение галицких украинцев в православие. Польская аристократия Галичины, стремясь посеять разброд среди украинцев и содействовать сохранению консерватизма среди них, начала поддерживать русофилов. В результате русофильский лагерь был спасен от полного развала - во многом именно благодаря поддержке царизма и польских помещиков.
В 1907 г. известный польско-еврейский либерал Вильгельм Фельдман писал: "Двадцатое столетие видело многие народы, восставшие из пепла, однако немногие возродились столь стремительно и энергично, как украинцы Австрии . их неожиданный и бурный подъем - результат веры в свои силы и упорства в достижении целей". Хотя Фельдман и не считал, что западные украинцы преодолели все свои проблемы (они оставались в числе беднейших и политически наиболее бесправных народов империи), он все же явно подчеркивал тот факт, что они уже становятся на ноги и превращаются в серьезную силу. Расцвет украинских организаций показал, что западные украинцы наконец взяли дела в свои руки и что их национальное движение является многосторонним феноменом с широкой социальной базой. В общем, было ясно, что как только представится возможность достичь государственной независимости, западные украинцы будут готовы воспользоваться ею.
Расцвет национального движения в Галичине оказал большое влияние на взаимоотношения между западными и восточными украинцами. Именно восточные украинцы, прежде всего Антонович, Кониский, Кулиш и позднее - Драгоманов и Грушевский, первыми поняли и оценили возможности Галичины в качестве "Пьемонта" - базы национального подъема. Еще с начала 1860-х годов они сотрудничали с галицкими изданиями и оказывали финансовую помощь западно-украинским культурным учреждениям. С ростом этих изданий и организаций росло и участие в них восточных украинцев.
Народная война
Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость".
Сразу же после появления неприятельской армии в Литве и Белоруссии зародилось стихийное пар ...
Правление Ранавалуны I и Радамы
II
После смерти Радамы I на престол вступила его жена Ра-навалуна I (1828—1861). Во время ее правления продолжалась централизация государственной власти. В 1828 г. был принят «Кодекс 48 статей», впервые зафиксировавший в письменной форме нормы традиционного права. Но исполнение кодекса было обязательно только в Имерине; в остальных районах ...
Возникновение и оформление государственности у
булгар
В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, от ...