Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях
Страница 2

Учебные материалы » Общественно-политическое движение в Украине в начале ХХ века (1900-1914 гг.) » Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях

На противоположных полюсах идеологического спектра появились две другие партии. В 1899 г. марксисты Микола Ганкевич и Семен Витык основали "Соціал-демократичну партію", представлявшую интересы украинских рабочих. В том же году отдельные представители духовенства основали "Католицький русинський союз". Впрочем, обе эти партии не добились заметных успехов, поскольку социальная база первой была слишком узка, а вторая мало привлекала своим консерватизмом молодое украинофильское духовенство, увлекавшееся откровенно национальными лозунгами национал-демократов.

Стремясь заполучить поддержку крестьянства, все партии созывали веча - публичные сходки в селах, где обсуждались волнующие всех проблемы. Нередко в них участвовали большие массы крестьян. Например, во время избирательной кампании 1905-1906гг. на вече, организованное национал-демократами, собралось около 20 тыс. человек - это было красноречивым подтверждением растущей политической сознательности крестьянства.

С ростом организованности и политическим усилением украинофилов влияние русофилов сошло на нет. Для младшего поколения украинской интеллигенции и даже для полуобразованных крестьян "язычие" было слишком неестественным, отождествление с русскими - чересчур надуманным, социальный консерватизм русофилов - чрезмерно реакционным, а их зависимость от иностранной поддержки - предельно унизительной. Попытки русофилов конкурировать с украинофилами в организационной области принесли мизерные результаты: в 1914 г. их общество им. Качковского имело 300 читален, в то время как "Просвіта" - 3 тыс.; если в "Центральну спілку українських кооперативів" входило свыше 900 организаций, то в аналогичное объединение русофилов - 106. В политической области дела обстояли не лучшим образом. В 1913 г. в галицкий сейм прошло 30 депутатов от украинофилов и только один - от русофилов.

Надеясь остановить свой упадок, молодое, более агрессивное поколение русофилов в 1900 г. приняло "новый курс", направленный на полное самоотождествление с Россией. Они создали Русскую национальную партию, субсидирование которой царским правительством еще более возросло, и вели агитацию за обращение галицких украинцев в православие. Польская аристократия Галичины, стремясь посеять разброд среди украинцев и содействовать сохранению консерватизма среди них, начала поддерживать русофилов. В результате русофильский лагерь был спасен от полного развала - во многом именно благодаря поддержке царизма и польских помещиков.

В 1907 г. известный польско-еврейский либерал Вильгельм Фельдман писал: "Двадцатое столетие видело многие народы, восставшие из пепла, однако немногие возродились столь стремительно и энергично, как украинцы Австрии . их неожиданный и бурный подъем - результат веры в свои силы и упорства в достижении целей". Хотя Фельдман и не считал, что западные украинцы преодолели все свои проблемы (они оставались в числе беднейших и политически наиболее бесправных народов империи), он все же явно подчеркивал тот факт, что они уже становятся на ноги и превращаются в серьезную силу. Расцвет украинских организаций показал, что западные украинцы наконец взяли дела в свои руки и что их национальное движение является многосторонним феноменом с широкой социальной базой. В общем, было ясно, что как только представится возможность достичь государственной независимости, западные украинцы будут готовы воспользоваться ею.

Расцвет национального движения в Галичине оказал большое влияние на взаимоотношения между западными и восточными украинцами. Именно восточные украинцы, прежде всего Антонович, Кониский, Кулиш и позднее - Драгоманов и Грушевский, первыми поняли и оценили возможности Галичины в качестве "Пьемонта" - базы национального подъема. Еще с начала 1860-х годов они сотрудничали с галицкими изданиями и оказывали финансовую помощь западно-украинским культурным учреждениям. С ростом этих изданий и организаций росло и участие в них восточных украинцев.

Страницы: 1 2 3 4

Генезис и эволюция веча на Руси
Термин “вече” происходит от корня “ве”, откуда – “вещать”. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. Выделяют следующие периода возникновения и развития веча. Первый период – VI-IX века, характеризуется тем, что здесь живут “племенные сходки”; второй – IX-Х века – “переход” от племенного собрания к город ...

Коллективизация
Массовое создание коллект. х-в (колхозов), осуществленное в СССР в кон. 20-х - нач. 30-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных крест. х-в. В Башкирии сплошная К. началась осенью 1929, на нач. окт. К. было охвачено 8,6% х-в, среди них бедняцких и батрацких 81%. В соотв. с пост. ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помо ...

Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам.
Упадок Османской империи продемонстрировал реакционный характер многонационального государства, в котором многие народы порабощались и истреблялись турецкими феодалами. Османская империя отличалась от многочисленных государств Восточной Европы. Образование Османской империи не вызвано потребностями совместной обороны входящих в нее наро ...