Политические
и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годахСтраница 3
В 1990 году была принята «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям», которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода к рынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа.
Первый этап - 1991-1993 гг. - так называемая «малая приватизация» предусматривал передачу в частную собственность государственного жилья через т. н. купонный механизм и объектов соцкультбыта.
Второй этап - 1993-1995 гг. - "большая приватизация", т.е. передача в частную собственность граждан остального государственного имущества.
По вопросу о судьбе СССР позиция Казахстана в течение 1989-1990 гг. была практически неизменной. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде "обновленной федерации", в крайнем случае - конфедерации, и не форсировал, в отличие от других республик, принятие государственных актов о независимости.
Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете КазССР.
В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана.
Первая проблема кратко раскрыта выше. По второй - национальная оппозиция выставляла требование зафиксировать в Декларации положение о казахском народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти. Эта позиция депутатами Верховного Совета была отвергнута и в текст документа вошла формулировка - "граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источников государственной власти в Казахской ССР".
Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что:
• отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе;
• республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством;
• республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы КазССР;
• территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;
• без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы.
• Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности;
• КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.
Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции
КазССР.
Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.
Развитие отношений между СССР и Китаем в XX веке. Становление советско-китайских отношений в 1945-1953 гг.
Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от «веса» и «качества» этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений. Изучение истории взаимоотношений России и Китая всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований.
Официальное становление с ...
Древние государства Восточного Кавказа
Алванское царство – древнейшее государство на Восточном Кавказе – возникло в I веке до новой эры. В связи с походом в Закавказье в 65-64 годах до н.э. римского полководца Помпея стало известно имя одного из алванских царей – Оройс. Подданными Алванского царства были не только собственно алваны, но и лпины, чилбы и другие родственные им ...
Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты
Преодоление «великого московского разорения», восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя.
Территория и население. Территория России в XVII в. по сравнению с X ...