Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах
Страница 3

Учебные материалы » Казахстан в период перестройки (1985-1991 гг.) » Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах

В 1990 году была принята «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям», которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода к рынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа.

Первый этап - 1991-1993 гг. - так называемая «малая приватизация» предусматривал передачу в частную собственность государственного жилья через т. н. купонный механизм и объектов соцкультбыта. Различные офисные принадлежности на стол piterets.ru.

Второй этап - 1993-1995 гг. - "большая приватизация", т.е. передача в частную собственность граждан остального государственного имущества.

По вопросу о судьбе СССР позиция Казахстана в течение 1989-1990 гг. была практически неизменной. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде "обновленной федерации", в крайнем случае - конфедерации, и не форсировал, в отличие от других республик, принятие государственных актов о независимости.

Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете КазССР.

В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана.

Первая проблема кратко раскрыта выше. По второй - национальная оппозиция выставляла требование зафиксировать в Декларации положение о казахском народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти. Эта позиция депутатами Верховного Совета была отвергнута и в текст документа вошла формулировка - "граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источников государственной власти в Казахской ССР".

Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что:

• отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе;

• республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством;

• республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы КазССР;

• территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;

• без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы.

• Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности;

• КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.

Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции

КазССР.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.

Страницы: 1 2 3 

Военные реформы.
Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее об ...

Крестьянский вопрос
Уже в первый год своего царствования Александр I вопрос без какого-либо указа или манифеста прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки. Во время его коронации в сентябре 1801 г. не последовало таких раздач, на которые надеялись некоторые приближенные к императору лица и которые ранее обыкновенно проводились при коронаци ...

Российско-китайские отношения после распада СССР. Экономическое сотрудничество.
После распада Советского Союза в середине декабря 1992 г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и Российской Федерацией. Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Ц ...