Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах
Страница 3

Учебные материалы » Казахстан в период перестройки (1985-1991 гг.) » Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах

В 1990 году была принята «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям», которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода к рынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа.

Первый этап - 1991-1993 гг. - так называемая «малая приватизация» предусматривал передачу в частную собственность государственного жилья через т. н. купонный механизм и объектов соцкультбыта.

Второй этап - 1993-1995 гг. - "большая приватизация", т.е. передача в частную собственность граждан остального государственного имущества.

По вопросу о судьбе СССР позиция Казахстана в течение 1989-1990 гг. была практически неизменной. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде "обновленной федерации", в крайнем случае - конфедерации, и не форсировал, в отличие от других республик, принятие государственных актов о независимости.

Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете КазССР.

В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана.

Первая проблема кратко раскрыта выше. По второй - национальная оппозиция выставляла требование зафиксировать в Декларации положение о казахском народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти. Эта позиция депутатами Верховного Совета была отвергнута и в текст документа вошла формулировка - "граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источников государственной власти в Казахской ССР".

Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что:

• отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе;

• республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством;

• республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы КазССР;

• территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;

• без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы.

• Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности;

• КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.

Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции

КазССР.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.

Страницы: 1 2 3 

Проблемы ответа государства на вызовы модернизации.
Процесс существенной трансформации всей структуры древнекитайского общества, наметившийся и проявившийся уже в VI—IV вв. до н.э., на рубеже Чуньцю и Чжаньго, поставил перед чжоускими верхами немало новых и весьма сложных проблем. Это был своего рода вызов эпохи, на который следовало дать адекватный ответ, ибо без этого общество не могло ...

Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на Руси
Согласно имеющимся фактам в политической истории России наличие князя у славян восходит к V-VI вв. н. э. Но в то время князь еще оставался: 1. родичем своих подчиненных; 2. был лицом выборным, которого в любой момент могли лишить полномочий. К IX веку относится легенда о приглашении частью славян на должность князя варяжского конунга Р ...

Русско-Японская Война 1904-1905 гг.
Причины войны. Россия, как и другие страны, намеревалась приобрести на Дальнем Востоке свои зоны влияния. В 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк, в 1896 г. между Россией и Китаем был заключен оборонительный союз против Японии, началось строительство Китайско-восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия получила в аренду у Ки ...