Социально-экономическое развитие
Страница 7

Учебные материалы » История России » Социально-экономическое развитие

Работа Комиссии, продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, «нарушения мира и тишины» она была распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового уложения.

Созданные наряду с Большим общим собранием частные комиссии, занимавшиеся конкретными законами, просуществовали до смерти Екатерины II.

Из выступлений и наказов депутатов Екатерина II смогла составить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны. «Наказ» Екатерины П и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили законодательную практику императрицы. Идеи «Наказа» можно проследить и в «Учреждении о губерниях», и в ««Жалованных грамотах» дворянству и городам, принятых после подавления Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева.

Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма. В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина П сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе.

Н.И. Новиков против «Всякой всячины». Желая и далее формировать общественное мнение, императрица обратилась к журналистике. В 1769 г. она стала издавать сатирический журнал «Всякая всячина».

Главной идеей журнала была критика человеческих слабостей, пороков и суеверий («сатира в улыбательном духе»). Екатерина П пыталась свести дело к ироническому подсмеиванию над модницами и щеголями, скрягами и хапугами, суеверием и прожектерством.

Против такого подхода к задачам журналистики выступил выдающийся русский просветитель, писатель и публицист Николай Иванович Новиков. А.С. Пушкин справедливо писал о том, что Н.И. Новиков был одним из тех, «кто распространял первые лучи просвещения в своем Отечестве». Только за десятилетие, когда Н.И. Новиков стоял во главе типографии Московского университета, им было издано около 800 книг. На русском языке вышли сочинения Шекспира и Сервантеса, Ж.Б. Мольера и П.О. Бомарше, Д. Дефо и К. Гольдони. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения французских философов-просветителей — М.Ф. Вольтера, Д. Дидро. По его инициативе были опубликованы сочинения Д.И. Фонвизина, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина. Н.И. Новиков первьм в России начал издавать детский, женский, сельскохозяйственный, экономический журналы. Кроме двух книжных лавок при его деятельном участии в Москве открылись еще двадцать.

В 60-70-е годы XVIII в. Н.И. Новиков провозгласил в качестве основного направления своей деятельности критику определенных явлений и лиц. В новиковских журналах «Трутень» и «Живописец» читатель 177 находил картину неограниченного произвола помещиков-крепостников, бесправия и тяжелого положения крестьян. Знаменитый эпиграф «Трутня» — «Они работают, а вы их труд ядите» — очень ярко отразил взгляды просветителя.

В развернувшейся полемике между журналами Н.И. Новикова и «Всякой всячины» моральная победа осталась на стороне просветителя.

Это предопределило отказ Екатерины II от журнальной деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Пожар и восстание в Москве
Переломным в судьбах Ивана IV и Руси оказалось другое событие. В июне 1547 г. Москву поглотил грандиозный пожар. Все пылало, даже Кремль с его каменными палатами, монастырями и соборами. В городах в пепел обратилось 25 тыс. дворов. Около 80 тыс. москвичей лишились крова и имущества. Около 1700 горожан задохнулись в дыму или сгорели зажи ...

Древние предки восточных славян
Индоевропейская общность К числу индоевропейцев относятся индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, славянские, а также армянский, греческий, албанский и некоторые мертвые (хетто-лувийские, тохарские, фригийский, фракийский, иллирийский и венетский) языки. Время существования индоевропейской общности и террит ...

Правительство и система образования
В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и ...