Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура
Страница 2

Учебные материалы » История Башкортостана » Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура

Самобытность культуры башкирских племен этого времени ярко прослеживается в богатом украшении седельных и уздечных ремней и самого седла различными пластинами, широком распространении сабель в роскошных ножнах и многочисленных женских украшений, в том числе шейных и нагрудных подвесок.

В местах расселения башкир IX-X вв. найдены каменные скульптурные фигуры человека, сохранившиеся в памяти современных башкир как "hынташ" т. е. камень-фигура. Тысячи подобных памятников были широко распространены в Центральной Азии (Монголия), на Алтае, в Казахстане и Сибири, и появление их на Южном Урале бесспорно указывает о приходе на рубеже VIII - IX вв. новых групп кочевых племен из восточных и южных степей.

Ученые-языковеды считают, что современный башкирский язык самобытен по многим признакам. В нем, например, широко употребляют буквенные выражения с, з, h, редко встречающиеся в других тюркских языках. Его отличает также изобилие таких звуков, как с вместо ч, ш и других. В башкирском языке много диалектных различий. К числу характерных особенностей, например, разговорной речи жителей Центральной и Южной Башкирии, Оренбургской, Самарской и Саратовской областей, относится употребление звукосочетаний лт, мт, нт, мк, мтс, нк, отсутствующих теперь почти во всех других тюркских языках, но ярко представленных в древних письменных памятниках тюрков VII - IX вв.

Учитывая все эти факты, видные тюркологи (С. Е. Малов, Дж. Г Киекбаев, Н. А. Баскаков) единодушно считают, что башкирские племена, т. е. носители башкирского языка, уже в V-VIII вв. оторвались от основной массы тюрков и жили на территории современного Башкортостана. Горнолесные условия края способствовали длительному сохранению у отдельных племенных групп диалектных различий и сохранению многих рудиментных явлений, исчезнувших в других тюркских языках.

Открыты и изучены многочисленные памятники башкир XI- начала XIII вв. Собранные в них материалы указывают, что развитие истории и культуры башкирских племен в период после X в. шло относительно спокойно. В степной зоне края по-прежнему происходили перемещения кочевых племен, но по своим масштабам они были очень незначительными и почти не затронули территорию Исторической Башкирии

Страницы: 1 2 

Александр Матросов - кто он?
Но и это ещё не все. Оказывается никакого «Матросова» не было и в помине. Юнус Юсупов, несмотря на свою инвалидность (он воевал еще в Гражданскую и вернулся оттуда без ступни), всегда отличался бойкостью, поэтому никого не удивил факт, что он женился на одной из кунакбаевских красавиц по имени Муслима, которая была гораздо его моложе. ...

Корни
Дед Ленина по отцу Николай Васильевич Ульянов, сын крепостного (сведения о его национальности отсутствуют, предположительно русский или чуваш), женился поздно на дочери крещеного калмыка Анне Алексеевне Смирновой. Сын Илья родился, когда матери было 43 года, а отцу — за 60. Вскоре Николай Васильевич скончался, Илью вырастил и выучил ста ...

Измайловец из рода Симанских. Семья Луки Александровича
В течение столетий Симанские верно служили Отечеству, были готовыми «все жертвовать для ее славы и процветания». Симанские дали России много ярких личностей: Алексия 1, Патриарха Московского и Всея Руси, Владимира и Николая Александровичей - храмостроителей и основателей храма Спаса Нерукотворного в Острове, Павла Владимировича – первог ...