Восточные славяне в догосударственную эпоху
Страница 9

Учебные материалы » Восточные славяне в догосударственную эпоху

Одновременно с образованием ядра Русского государства из южной части восточнославянских племен во главе с полянами вокруг Киева, происходил процесс объединения северной части восточнославянских племен во главе со словенами вокруг Новгорода. Объединительные процессы у восточных славян происходили в обстановке борьбы на юге с хазарами, на севере – с варягами. «Повесть временных лет» сообщает, что «варяги, приходя из Заморья, брали дань на чуди, словенех,… и кривичах, а хазары брали дань на полянах, северянах и вятичах». Однако ни хазарам, ни варягам надолго не удалось подчинить славян. Зависимость полян была ликвидирована во время правления киевских князей варяжского происхождения Аскольда и Дира, которые действовали уже вполне как самостоятельные и сильные государи. Несколько иначе развивались события на севере. Походы варягов «из Заморья», т.е. из Скандинавии, на земли восточных славян носили характер разбойных набегов. И вот словене, кривичи и другие племена, как сообщает летопись, «восстали на варягов», изгнали их «за море» и стали сами «владеть собой». Новгородская летопись сохранила предание о новгородском старейшине Гостомысле, правившем в Новгороде после изгнания варягов. Правление Гостомысла свидетельствует о том, что Новгород, подобно Киеву, являлся политическим центром складывающейся славянской государственности. Однако в Новгороде были очень сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе за власть между родовыми старейшинами. В результате восстал «род на род» и «град на град» и начали сами с собой воевать, и была между ними «рать великая и усобица».

В этой обстановке в Новгороде (в 862 г., по датировке летописца) и появляется Рюрик – легендарный родоначальник правящей династии на Руси. Летописная легенда о Рюрике – яркий рассказ о «призвании варягов» – повествует о том, как славяне решили: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву», как они пошли к варягам и заявили им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В ответ «избрались трое братьев» и «пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась «Русская земля».

Эта летописная легенда легла в основу так называемой «норманской теории» происхождения Русского государства. Сторонники этой теории утверждают, что варяги, т.е. скандинавы стали создателями государства у восточных славян, к чему сами славяне оказались не способны. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжается в течение столетий, однако аргументация обеих позиций уязвима. При этом обе стороны признают, что государство, в том числе и у восточных славян, формировалось в процессе длительного общественного развития. Вместе с тем, летописный рассказ отражает события, которые могли иметь место. Историки не ставят под сомнение варяжское (норманнское) происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Ольга, Игорь – это скандинавские имена. Значительное количество скандинавских захоронений на территории Восточной Европы свидетельствует об участии варяжских дружин и их предводителей в политических событиях середины IX в. Многие ученые связывают с правлением варяжской династии и лиственичный (по старшинству) порядок престолонаследия, отражавший взгляд на древнерусское государство как на общую собственность правящего варяжского рода. Вместе с тем, варяги довольно быстро растворились в славянском обществе, втянутые в славянскую культуру: не случайно летописец дает им емкое имя – «находники».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Против отца
После того как наследник столь удачно проявил себя, царь уже стал давать ему другие поручения. В 338 г. до н.э. Александр уже входил в штаб Филиппа. Царь с гордостью смотрел на своего сына. Он отправил его вместе с Антипаром в Афины, куду, возглавив торжественное шествие, они должны были доставить пленных, а также пепел павших в сражени ...

Проблемы ответа государства на вызовы модернизации.
Процесс существенной трансформации всей структуры древнекитайского общества, наметившийся и проявившийся уже в VI—IV вв. до н.э., на рубеже Чуньцю и Чжаньго, поставил перед чжоускими верхами немало новых и весьма сложных проблем. Это был своего рода вызов эпохи, на который следовало дать адекватный ответ, ибо без этого общество не могло ...

Экономическое развитие Словакии в XVIII в
Просвещенный абсолютизм. Реформы Иосифа II Крайне медленно проходило экономическое обновление Словакии. Нахождение словацких земель в эпицентре военных действий предопределяло ориентацию ремесленного производства на военные нужды. Постепенно в условиях восстановившегося мира оживляется торговля, появляются первые мануфактуры. Наиболее ...