Восточные славяне в догосударственную эпоху
Страница 7

Учебные материалы » Восточные славяне в догосударственную эпоху

Выделение и рост ремесла естественно приводили к развитию обмена; так в славянском обществе появляются купцы. Центрами местной торговли являлись города и погосты – центры сельских общин. В городах составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям в Византию и Хазарию. Торговали мехами и полотном, скотом, медом и рабами-пленниками. Охрана товаров на путях требовала военной силы, поэтому в городах складывались военные дружины, в состав которых входили сильные молодые люди, «витязи», чаще всего варяги. Во главе таких дружин стояли князья. Внешняя торговля велась по пути «из варяг в греки». Развитие пашенного земледелия и ремесла, возникновение городов способствовало разложению сельской общины и имущественной поляризации ее членов. Так в древнерусском обществе возникает господствующий слой в лице князей, дружинников, племенных старейших и «старцев градских», который, накапливая богатства, торгуя, захватывая лучшие угодья и рабов, превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняющую общину.

Таким образом, основой общественной организации у славян был племенной строй, однако это была последняя стадия его развития. Племена, перечисленные автором «Повести временных лет», по существу являются племенными союзами, т.е. территориально-военными федерациями, объединенными общими хозяйственными задачами или необходимостью борьбы с внешними врагами.

Внешняя опасность являлась мощным катализатором общественной консолидации славянства. Так, в VI в. грозным врагом славян являлся Аварский каганат, совершавший по подстрекательству Византии грабительские нападения на соседние славянские земли. Вероятно, в борьбе с аварами и сложился племенной союз дулебов-волынян, наиболее ранний из славянских союзов племен и известный как Антский. В него входили и западно- и восточнославянские племена. Древнерусская летопись сохранила предание об «обрах» (аварах), которые жестоко угнетали славян. Народная память рисовала обров как людей огромного роста и богатырского сложения. Она дожила до наших дней, и не случайно в польском и чешском языке слово «великан» звучит как «olbrzym» и «obr».

Перечисляя племенные объединения славян, летописец называет их «княжениями», отмечая существование у восточных славян княжеских династий: у полян, например, династия Кия. Из летописи мы узнаем, что Кий был князем у полян в конце VI – начале VII вв. Известно, что он основал город Киев, совершил путешествие в Царьград, где был принят императором. Потомки Кия княжили в полянской земле до конца IX в. Вероятно, в древности существовали и другие предания о прародителях местной государственности, следы которых донесла летопись. Так, легендарный Тур назван основателем Турова, а Радим и Вятко – предками радимичей и вятичей. Поляне, кривичи, радимичи – все это имена союзов племен; как правило, они происходили от названия племени, возглавившего союз, и поглощали названия более мелких племен. Таким образом, летописные племена-княжения возникали в результате консолидации нескольких соседних племен. По предположениям советских историков. На территории древней Руси существовало первоначально около 150 небольших племен, которые с течением времени образовали более крупные объединения. Однако это был не единственный путь возникновения племенных княжений. Сопоставление летописных сообщений о кривичах и полочанах дает основание предполагать, что княжение полочан возникло не в результате интеграции мелких племен, а в процессе выделения полочан из состава обширного племенного объединения кривичей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Сапуновы
Родоначальником семейства был III гильдии купец Александр Иванович Сапунов. С 1839 по 1848 год Сапуновы состояли во II и I гильдиях купечества. В 50-60-е годы Н.А. Сапунов являлся членом и казначеем Тульского губернского попечительства детских приютов и почетным старшиной Николаевского детского приюта. С 1857 года Сапунов был городски ...

Стратегия и тактика Тимура
рис. 1 порядок постройки войск. Если неприятель имел более 12, но менее 40 тыс. чел., то Тимур посылал против него не менее 40.000 армию, начальство вверял одному из своих сыновей, которому придавал двух опытных эмиров и других военачальников. Боевой порядок для этих войск был следующий: войска разделялись на 14 частей; из них одна, ...

Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политически ...