Восточные славяне в догосударственную эпоху
Страница 4

Учебные материалы » Восточные славяне в догосударственную эпоху

Важные сведения о быте, общественной и военной организации славян дошли до нас в сочинениях византийских авторов. Так. Прокопий Кесарийский, писатель VI в., сообщает, что «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы». Византийские источники сообщают также, что анты – земледельцы. Они не являются единым народом, а представляют собой совокупность «бесчисленных племен», которые то объединяются, то враждуют. Анты знают кровную месть. У них существовало рабство, но источником рабства мог быть только плен. Ант у анта не мог быть рабом. Но и пленник-раб оставался в своем положении недолго. Его отпускали на волю или оставляли в качестве полноправного члена рода. У антов множество вождей, «риксов» или «рексов». Упоминаемые византийскими авторами славянские вожди – это не князья или цари, а скорее всего предводители военных дружин периода военной демократии. Это подтверждается сообщениями о том, что весь народ антов вооружен, все мужчины – воины. Таким образом, основой общественной организации антов был родоплеменной строй.

Общественному развитию восточных славян соответствовали их верования. Господствующей религией являлось язычество, обожествлявшее силы явления природы. Поэтому пантеон богов был связан с хозяйственными занятиями рода или племени, а также с разными ступенями в идеологии первобытного общества: фетишизмом, тотемизмом, культом предков. Древнейшим из них у славян был культ Рода или Щура (отсюда слово «пращур»), предков по женской линии называли Рожаницами. Славяне поклонялись огню-сварожичу, деревьям, камням, источникам, молились в священных рощах, приносили кровавые жертвы, («требы»), своим богам. Нередко одни и те же боги имели разные имена. Например, бог солнца назывался Даждьбогом, Сварогом, Хорсом, Ярилом. Языческие боги были растворены в природе и жили рядом с людьми. В глубоком омуте обитал водяной, в воде жили умершие, обратившиеся в русалок, в лесу хозяйничал леший, в жилище незримо присутствовал домовой – его покровитель. Обожествляемые силы и явления персонифицировались и изображались в виде людей – идолы. Археологические исследования открыли культовые сооружения – капища и требища, где славяне поклонялись своим идолам, пытаясь активно воздействовать на них. С этой же целью устраивались языческие празднества (гульбища, «братчины»), на которые приглашались и боги и становились сотрапезниками людей. Служителями языческих культов были волхвы-кудесники или жрецы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование
Август Юльевич Давыдов родился 15 декабря 1823 года в Либаве, уездном городе Курляндской губернии, в еврейской семье. Первоначальное воспитание Давидов получил в доме родителей под руководством отца — доктора медицины, а затем, когда отец получил место врача (в 1839 г.) при московском воспитательном доме и семья его переехала в Москву, ...

Право или бесправие?
Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода. Когда человечество вступило в эпоху цивилизац ...

Казенные и частные учебные заведения
В начале царствования Екатерины издан был новый устав сухопутного шляхетского кадетского корпуса, помеченный 11 сентября 1766 г. Это необычайно строгий и нарядный устав. Программу казенных школ усвоили и частные учебные заведения, пансионы, которые стали заводиться в царствование Елизаветы. Программа школ состояла в кратком преподавани ...