Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Провокации ихэтуаней. 1900-1901 гг.
Страница 1

Учебные материалы » Амурская область в конце XIX века » Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Провокации ихэтуаней. 1900-1901 гг.

К концу XIX в. между российским Дальним Востоком и Цинским Китаем сложились нормальные добрососедские отношения. Приграничное население имело широкую возможность перемещаться в ту или иную сторону через границу.

Однако обстановка резко изменилась и обострилась в самом конце XIX в. Это было связано с широко развернувшимся в Цинском Китае восстанием ихэтуаней, получившим название «боксерского».

Начавшись в 1898 г. в провинции Шаньдунь, это движение быстро распространилось в соседних провинциях и захватило Маньчжурию. Весной 1900 г. движение ихэтуаней переросло в массовое восстание, в нем участвовало уже более 100 тысяч вооруженных повстанцев. Направленные против ихэтуаней правительственные войска не смогли подавить эти выступления. 13 июня отряды ихэтуаней вступили в Пекин, посольский квартал был блокирован, начались погромы. 19 июня иностранные миссии предъявили цинским правителям жесткие требования о наведения порядка.

Обстоятельства сложились так, что Россия не могла оставаться сторонним наблюдателем. Захват китайских территорий, расчленение Китая создавали бы непосредственную угрозу дальневосточным территориям России. К тому же на основе взаимовыгодного сотрудничества Цинского Китая и России были заключены соглашения об аренде Россией южной части Ляодунского полуострова на 25 лет для строительства военного порта (базы Тихоокеанской флотилии) Порт-Артура и торгового порта Дальний, а также выделены территории в Маньчжурии (полосы отчуждения) для строительства железной дороги из Забайкалья до Приморья (КВЖД). От КВЖД предусматривалось строительство железной дороги по Ляодунскому полуострову до порта Дальнего. В 1898 г. строительство было начато, в 1900 г. большая часть работ была выполнена. Аренда предусматривалась на 90 лет, после чего все должно быть безвозмездно передано Китаю.

Мощная антииностранная агитация в Китае сыграла свою роль: ихэтуани начали погромы на строящихся железных дорогах. Пренебрегая традиционными добрососедскими отношениями с Россией, восставшие предприняли против русских в Маньчжурии враждебные действия: разрушали уже построенные участки железной дороги, уничтожали телеграфные линии, станционные постройки, жилые дома и служебные помещения. Погибли многие строители, тысячи других вынуждены были спасаться, покидая места работы. Ущерб от разрушений на КВЖД, причиненный нападениями ихэтуаней, составил более 72 миллионов рублей.

Повстанцы совершили также ряд провокационных нападений на русское население Приморья и Приамурья. Возникла опасность вооруженного вторжения их в пределы российских владений. Администрация и военное руководство Дальнего Востока были вынуждены предпринимать необходимые оборонительные меры. Правительство России направило воинские подразделения в северо-восточные провинции Китая для участия в составе союзных войск, против отрядов ихэтуаней.

9 июня 1900 г. войска Приамурского военного округа были переведены на военное положение. С 12 июня по всему Приамурскому генерал-губернаторству была объявлена мобилизация войск и казаков.

Захватив Маньчжурию, ихэтуани создали угрозу и для приграничной территории Амурской области. Более 8 тысяч ихэтуаней сосредоточились в городке Сахалян, до 18 тысяч в Айгуне и других приграничных местах. Военная опасность возникла вдоль всего Амура, особенно угрожающей она была для Благовещенска. Начались военные провокации.1 июля 1900 г. на Амуре у маньчжурского городка Айгун ихэтуанями были обстреляны из винтовок два русских парохода, совершавших рейсы из Хабаровска до Благовещенска, - «Михаил» и «Селенга». В результате обстрела два человека были убиты и 7 ранены, в том числе пограничный комиссар, возвращавшийся из Хабаровска.

Военный губернатор Амурской области К.Н. Грибский принял энергичные меры для повышения обороноспособности области. Было введено усиленное патрулирование казаков на границе - 2464 казака были мобилизованы для этих целей.

Три сотни были направлены в Зазейские волости для отражения вторгшихся туда групп ихэтуаней.2 июля в воскресный день было созвано экстренное заседание Городской думы, на которое были приглашены чиновники, именитые граждане, руководители фирм и банков. Назначенный военным комендантом города полковник Орфенов предложил обстоятельный план обороны города на случай возможного вторжения неприятеля.

Дума приняла решение сформировать на добровольной основе боевую дружину для обороны города (более 2-х тысяч человек). Город был разделен на 6 охранных участков, были назначены начальники участков. В их распоряжение выдали более 500 ружей. Военный губернатор области К.Н. Грибский полностью одобрил начинания думы и распорядился назначить в ведение начальников участков инструкторов-офицеров и по два конных вестовых для оперативной связи. Внутренняя охрана была возложена на полицмейстера города.

Страницы: 1 2

Народная борьба против фашистов на Дисненщине. Зарождение и рост подпольной борьбы
С первых же дней оккупации Дисны и района началось сопротивление населения в самых разнообразных формах – от невыполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления. Уже в августе 1941 года начала объединяться молодежь Николаевского сельсовета. Вскоре была образована подпольная молодежная организация, секретарем кот ...

Восточные славяне. Образование древнерусского государства
Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от р. Одер иа западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, чт ...

Вступление
Из курса отечественной истории известно, что вторая половина XIX века характеризуется развитием капитализма и паровых машин. Как ни банально это звучит, но эти два фактора позволяют резко сузить область рассмотрения транспорта до исключительно железных дорог. Как мы увидим в дальнейшем, решающую роль в развитии железных дорог сыграли пр ...