“Десятидневная конституция” Анны Иоановны
Страница 4

Учебные материалы » Установление абсолютизма в России » “Десятидневная конституция” Анны Иоановны

1 марта по всем соборам и церквам присягали уже самодержавной императрице. Так кончилась десятидневная конституционно-аристократическая русская монархия XVIII в., сооруженная 4-недельным временным правлением Верховного тайного совета.[vi]

Вслед за этим грянула расправа. Долгоруковых и их сторонников обвинили в “оскорблении ее величества”, “разрушении здоровья Петра II”, казнокрадстве и т. д. 16 членов опального княжеского клана были высланы из столицы. А. Г.Долгоруков со своим семейством попал в Сибирь. В конце 1731 года власти обнаружили “некое зломышленное намерение” в пользу ссыльных со стороны гвардейских офицеров князей Ю. Долгорукова и А. Барятинского и генерал-адьютанта Н. Чемодурова; нити заговора через придворного служителя Е. Столетова тянулись к цесаревне Елизавете Петровне. Вскоре трое заговорщиков последовали в Сибирь. В начале 1732 года туда же отправился прапорщик Ревельского гарнизона А. А. Шубин, вся вина которого заключалась в том, что он одно время был любовником Елизаветы. Почти одновременно подвергся аресту, а затем и ссылке сторонник и советник “верховников” вице-президент Коммерц-коллегии Г. фон Фик. В 1734 году был арестован смоленский губернатор князь А. А. Черкасский по доносу смоленского шляхтича Ф. Милашевича-Красного. По утверждению последнего, “изменнические умыслы” губернатора клонились к тому, чтобы возвести на российский престол внука Петра I голштинского принца Карла-Петра-Ульриха. По “делу Черкассого” были привлечены также управитель князя А. Пребышевский, поручик И. Аршеневский и шляхтич С. Корсак. Правда, позднее выяснилось, что Милашевич просто по злобе оклеветал смоленского губернатора.

Фактический глава “верховников” кнзь Д. М. Голицин, чьи планы создания в России олигархического правления оказались разрушены, с 1731 года безвыездно жил в деревне. Долгое время князя не трогали, опасаясь его авторитета и влияния в кругах знати. Но в 1736 году Голицина обвинили в злоупотреблении служебным положением: якобы князь, участвуя как сенатор в решении спорного дела о наследстве своего зятя К. Д. Кантемира и его мачехи, оказывал зятю покровительство и даже составлял подложные документы. По манифесту от 8 января 1737 года опального князя заточили в Шлисельбургскую крепость, где он вскоре и умер. Его сын А. Д. Голицин и братья – генерал-кригскомиссар М. М. Голицин и камергер П. М. Голицин отправились в ссылку.

Второй процесс над Долгоруковыми (1738 – 1739 года) начался с того, что в 1738 году барон П. Шафиров исходотайствовал у императрицы позволение своему зятю С. Г. Долгорукову вернуться из ссылки. Освобождение одного из клана Долгоруковых могло повлечь за собой освобождение и других, однако влиятельные при дворе силы этого не допустили. Происками начальника Тайной канцелярии А. И. Ушакова был сфабрикован еще один процесс над Долгоруковыми. Ранее известный властям факт составления Долгоруковым в январе 1730 года подложного завещания Петра II в пользу его невесты Е. А. Долгоруковой выплыл на свет и стал главным пунктом нового обвинения. В ноябре 1739 года четверо Долгоруковых были казнены, а еще 12 представителей опального рода – заключены в крепость, монастыри, отправлены в ссылку и по армейским полкам.[vii]

Страницы: 1 2 3 4 

Манифест 1775 года
МАНИФЕСТ 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось «Учреждение», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, Губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управ ...

«Перестройка» в общественно-политической жизни
Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные полити ...

От мифа к религиям спасения
В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и ...