Введение
Страница 1

Илья Саввич Галкин (20 июля 1898 – 7 апреля 1990 г.) – известный советский историк, историограф, новист. Его перу принадлежат исследования по истории рабочего движения во Франции,[1] по истории Германии нового времени.[2] Кроме того, Илья Савич исследовал историографию советского периода,[3] посвятил специальное исследование ученому и революционеру Н. М. Лукину,[4] являлся соавтором учебников по новой истории.[5]

Илья Саввич внес неоценимый вклад в развитие Московского Государственного Университета им. Ломоносова, особенно в период его эвакуации в Великую Отечественную войну.

Тем не менее в историографических работах мы можем почерпнуть только самые общие сведения об этом ученом. О работе И. С. Галкина говорится довольно кратко, в контексте общего развития истории нового времени в послевоенный период. Об этом говорится в работе А. С. Барсенкова «Советская историческая наука в послевоенные годы (1945 – 1955)».[6] Некоторые биографические сведения можно почерпнуть и издания «Советская историография».[7]

Однако собственно биографических работ, посвященных И. С. Галкину, немного. Изучением его жизни и вклада в отечественную новистику занимался историк МГУ Владислав Ремарчук. Он посвятил Илье Савичу две статьи – одна, биографического характера, в журнале «Ломоносов»,[8] в другой В. Ремарчук описывает вклад И. С. Галкина в историю МГУ на посту ректора, проводит аналогии с деятельностью ректора МГУ времен Отечественной войны 1912 г. В статье «К 250-летию МГУ. Летопись 1920 года»[9] пишет: Интересно, что Илья Саввич как руководитель университета в военной обстановке и организатор эвакуации имел исторического предшественника, так сказать, «аналога» в лице профессора Ивана Андреевича Гейма, увозившего на 67 подводах университетский скарб в Нижний Новгород во время Отечественной войны 1812 года».[10]

Таким образом, актуальным кажется обращение к биографии И. С. Галкина с цельюизучения его вклада в отечественную науку.

Для этого ставятся следующие задачи

:

1) охарактеризовать основные труда И. С. Галкина;

2) проследить жизненный путь историка;

2) проанализировать деятельность И. С. Галкина на посту ректора МГУ.

Хронологическими рамками являются годы жизни ученого: 1898 – 1990 гг.

Работа строится по хронологическому принципу.

Работа состоит из введении, основной части, заключения, примечаний, списка источников и литературы.

Основной источниковой базой явились работы самого Ильи Савича Галкина.

Во первых, это работа И. С. Галкина «Создание Германской империи 1815 – 1871 гг.».[11] В ней Германия характеризуется как милитаристское государство, разоблачается агрессивная направленность ее внешней политики, проводится анализ взаимоотношений с Россией. И. С. Галкин отмечает уникальность личности Бисмарка, его аналитический ум, незаурядность и талантливость государственного гения. При этом историк демонстрирует реакционную сущность политики этого государственного деятеля. Он пишет, что «Бисмарк из раздробленной Германии «железом и кровью» создал в центре Европы милитаристское государство».[12]

При этом большое внимание в данной работе историк уделяет рабочему движению. И. С. Галкин подробно рассматривает историю образования Социал-демократической партии Германии, дает краткую характеристику съездам в Нюрнберге и в Эйзенахе. Подчеркивая положение созданной партии, И. С. Галкин пишет: «Вновь созданная партия оказалось далеко не в леком положении. Ей пришлось бороться с широко распространившимся прусским шовинизмом, который опьянял не только буржуазные и мелкобуржуазные элементы, но и просачивался в ряды рабочего класса».[13] И. С. Галкин подчеркивает, что деятельность Социал-демократической партии Германии, совпала с подготовкой канцлера Отто фон Бисмарка к франко-прусской войне, и рассматривает достаточно объективно рассматривает милитаристские настроения, «опьянявшие» даже рабочих.

Страницы: 1 2 3

Казенные и частные учебные заведения
В начале царствования Екатерины издан был новый устав сухопутного шляхетского кадетского корпуса, помеченный 11 сентября 1766 г. Это необычайно строгий и нарядный устав. Программу казенных школ усвоили и частные учебные заведения, пансионы, которые стали заводиться в царствование Елизаветы. Программа школ состояла в кратком преподавани ...

Самоуправление в городах.
В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы. П ...

Генезис и эволюция веча на Руси
Термин “вече” происходит от корня “ве”, откуда – “вещать”. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. Выделяют следующие периода возникновения и развития веча. Первый период – VI-IX века, характеризуется тем, что здесь живут “племенные сходки”; второй – IX-Х века – “переход” от племенного собрания к город ...