Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.

Основные социальные группы этого периода:

1) высшие классы — князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. Князья находились на вершине социальной лестницы. Кроме княжеских бояр — воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия — "нарочитая чадь": дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение.

2) средний класс — купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности). В IX—X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке. Позднее появились и "частные" купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или "уличную" гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.

3) С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый церковный народ. К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: "черное духовенство" (т. е. монахи) и "белое духовенство" (священники и дьяконы).

4) низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. Свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились закупы — люди, взявшие купу (в долг). Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь.

Заключение.
Итог нашей исследовательской работы состоит в следующем: 1. Каждая проведенная реформа сыграла свою роль и имела огромное значение для исторического и политического процесса в целом; 2. Реформы коснулись практически как всех сфер общественной жизни, так и государственного устройства и в области образования; 3. Четко определив сущност ...

Сионистско – социалистическая рабочая партия (ССРП).
Одна из наиболее значительных еврейских политических партий. Первые попытки образования ССРП относятся к началу 1904 года (силами еврейских ремесленников и интеллигентов, отклонившихся от «Поалей-Цион»). Основными теоретиками и лидерами ССРП считались Н. Сыркин, Б. Борохов. Главной задачей еврейского пролетариата ССРП считала борьбу за ...

Отношение с Польшей
В западнорусском или польском вопросе допущено было меньше политических химер, но немало дипломатических иллюзий, самообольщения и всего больше противоречий. Вопрос состоял в воссоединении Западной Руси с Русским государством; так он стал еще в ХV в. и полтора столетия разрешался в том же направлении; так его понимали и в самой Западной ...