Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке
Страница 4

Учебные материалы » Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.) » Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке

11 – 24 июля 2000 г. в Кэмп – Дэвиде под эгидой президента США Б. Клинтона были проведены встречи Я. Арафата и премьер-министра Израиля Э. Барака по проблематике окончательного статуса палестинских территорий. Естественно, программой-максимумом контактов было достижение соответствующих договоренностей в контексте ранее установленного рубежа – 13 сентября. Сделать это, равно как и согласовать решения по окончательному статусу сторонам не удалось.[156] Тем не менее, в ходе переговоров израильской и палестинской делегациям удалось при личном посредничестве президента Клинтона почти вплотную приблизиться к достижению компромиссных развязок по основным политическим проблемам – территориям, включая поселения, и отчасти даже по беженцам. Главным камнем преткновения стала иерусалимская проблема. В Кэмп-Дэвиде палестинская делегация, казалось, готова была согласиться с возможностью сохранения еврейских кварталов в Восточном Иерусалиме под контролем Израиля. Арабские кварталы при этом частично передавались бы под палестинский суверенитет, а частично получали бы статус функциональной автономии (самоуправление в сфере образования, культуры, коммунального хозяйства). Однако оказалось, что к признанию прав палестинцев на Иерусалим не готовы израильтяне.[157] Требование о возвращении в Израиль потомков палестинских беженцев не было принято израильтянами, так как это требование отвергалось и отвергается почти всеми живущими в Израиле евреями, в том числе и сторонниками левого блока МЕРЕЦ и миротворческой организации «Мир – сегодня».[158]

Наиболее острый характер приобрели споры в вопросе определения статуса Храмовой горы, – ключевого в религиозном и политическом отношении места Иерусалима, где расположены святые как мусульман (мечеть Аль-Акса), так и иудеев (Стена плача). Обе стороны твердо и однозначно настаивали на своем суверенитете над Храмовой горой.[159] На этом переговоры зашли в тупик и все дальнейшие попытки американцев добиться компромиссного решения ни к чему не привели. Тем не менее, стороны, участвовашие в переговорах, подписали Трехстороннюю декларацию из пяти пунктов, в которой стороны заявили о своем намерении продолжать усилия, направленные на описки мира, на основе резолюций Совета Безопасности ООН № 242 и № 338 и в тесном сотрудничестве в США.[160]

Переговоры в Кэмп-Дэвиде осложнялись непрекращающимся давлением на Барака со стороны правых, которое обусловило отход премьер-министра от своих первоначальных позиций; проблемы окончательного статуса Иерусалима, прохождения окончательных границ палестинского государства и возвращения палестинских беженцев вновь поставили перед израильтянами и палестинцами сложные задачи по нахождению их взаимоприемлемого решения. Следует отметить, во время переговоров в Кэмп-Дэвиде Барак представлял самое «узкое» правительство в истории Израиля, коалиционная база которого включала лишь тридцать депутатов от Партии труда, движения Меймад и Партии центра. Таким образом, премьер лишился надежного политического тыла – его правительственная коалиция фактически распалась, кнессет, вынеся вотум недоверия его политике, фактически отмежевался от деятельности Барака.[161] Я. Арафат с большими сомнениями относился к предложенному саммиту, поскольку шансы на успех его были мизерными, а в случае провала новая вспышка недовольства среди палестинцев становилась практически неизбежной. В Кэмп-Дэвид он отправился только под сильным нажимом американцев. Б. Клинтон отмечает, что Арафат хотел получить как можно больше территорий на Западном берегу и в секторе Газа; полный суверенитет над Храмовой горой и Восточным Иерусалимом, за исключением районов, где жили евреи; а также найти такое решение проблемы палестинских беженцев, которое не заставило бы его отказаться от их права на возвращение.[162] В своем заявлении для прессы Клинтон сделал вывод о том, что «в данный момент стороны не могут прийти к соглашению из-за исторических, религиозных, политических и эмоциональных аспектов конфликта».[163] Существенное влияние на неудачный исход переговоров оказала тактика их ведения. Ее недостатками стали отсутствие единого подхода сторон в способе обсуждения вопросов, ведение переговоров группами вместо двусторонних встреч лидеров, нежелание палестинской делегации выдвигать встречные предложения, отсутствие четко выраженной позиции палестинской стороны, упущенные возможности достижения согласования позиций и наблюдавшееся давление посредника.[164]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поклонение природе, животным и богам
Древний человек более остро, чем мы, осознавал свою сопричастность с природой, обожествлял и одухотворял ее животворящие силы. Стремился опереться в своей повседневной жизни на них, найти опору, защиту своего рода, своей семьи, себя лично. Многие из древних обычаев были построены на стремлении откупиться от недобрых, часто злых сил, ...

Падение Севастополя
Так закончилась севастопольская эпопея. Она вписана славной страницей в историю русского народа. Такова диалектика исторического развития: Крымская война была несправедливой со стороны России, но не народ затеял ее. Поскольку же война была затеяна и враги пришли на русскую землю, русские люди, защищая отчизну, совершали чудеса героизма. ...

Русско-турецкие войны.
Турецкая агрессия в Причерноморье и Приазовье, стало препятствием для государственного развития русского украинского и других народов России. Воссоединение Украинского народа с Россией, позволило положить конец турецким захватам. Когда в 1677 году турки, заручившись поддержкой европейских держав, начали войну с целью захвата Украины, ру ...