Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир
Страница 1

Учебные материалы » Коневодство у древних башкир » Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир

Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Верхом ездили и мужчины, и женщины. Верховой езде учились с детства. Без лошади была немыслима система хозяйства, которую создали скотоводы. На Южном Урале и в районах с аналогичными природными условиями без лошадей было бы невозможно содержание на подножном корму других видов скота. Привыкшие к тебенёвке лошади плотными рядами шли по зимним пастбищам, методично разбивая корку снега ударами копыт и освобождая траву из-под снежного покрова. За ними по уже проложенному следу шли овцы и козы. Сбиваясь в косяки во главе с жеребцом-вожаком, лошади были способны к самозащите от нападения волков.

Лошади легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. Впоследствии малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей, приспособленная и к вьюку, и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе. Лошадь давала почти всё, что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий — тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков. Шкурой лошади или жеребёнка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные и охотничьи снасти, вили верёвки.

Состав и размеры стада находились в зависимости от общественного статуса их владельцев. Чем богаче хозяйство и знатнее род, тем многочисленнее были табуны лошадей. Так, в шежере племени усерган воспевается знатность и богатство биев, баев и других представителей родовой знати. Например, один из их предводителей Джумакай имел огромные стада, скот на его пастбищах "кишел, как рыба в реке". Сын его, Кужанак, "не знал счёта своим табунам. В уме он считал — около 90 тысяч голов"[1].

Особое отношение к лошади выросло в культовое почитание, нашедшее воплощение в фольклоре. Для устного народного творчества традиционны образы мифологических коней — толпаров и аргамаков. В предании, записанном в юго-восточном Башкортостане, рассказывается о бае Галиакбаре: "Богатство его было огромно: когда лошади бая спускались на водопой к реке Кизил, другой конец табуна ещё пасся на отрогах горы Сыуаш. Овцы его и козы муравейником кипели на склонах гор"[2]. Понятно, что в фольклоре не обходится без гиперболизации, поэтического преувеличения. Но есть и исторические факты. В Бурзянском районе на р. Кана существовала д. Алдарово. Согласно источникам, ее основателем является старшина Бурзянской волости тархан Алдар Исекеев. Он имел 8 тыс. отборных лошадей, его табуны славились на всём Урале.[3] Старшина Калмакской волости из д. Султаново (ныне Сафакулевский район Курганской области) имел семь или восемь табунов по 400 голов. На юго-востоке часто приходилось слышать суждение, что богатые люди не всегда точно знали число своих лошадей. Осенью, по возвращении с летовки, работники и табунщики собирали скот в загоны. Считалось, если загоны полные — значит, табуны пригнаны все.

В башкирских пословицах и поговорках отражено бережное отношение к семейному имуществу, в частности, к скоту: "В доме, где не знают счёта, богатства не бывает", "У того, кто не ведёт счёт, весь скот во дворе", "Считанная скотина не пропадает", "Считанных овец волк не порежет", "Клеймёная скотина не теряется"[4]. Раскалённым железным тавром ставили метки (тамга) на крупе лошадей. В очертаниях тавра обычно использовалась родовая тамга, в которую вносилась небольшая деталь — семейный знак. Некоторые знатные башкиры имели индивидуальный рисунок тавра.

Страницы: 1 2 3 4 5

Абу Райхан Беруни
Первая половина XI века и предшествовавшие ему два столетия характеризовались бурным развитием культуры народов Ближнего Востока и Средней Азии. Создание и развитие больших городов, цветущих оазисов, ирригационных систем, формирование международных торговых путей, строительство дворцов и храмов стимулировали исследования в области матем ...

Народная война
Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость". Сразу же после появления неприятельской армии в Литве и Белоруссии зародилось стихийное пар ...

Крымская война 1853-1856 гг.
Причины войны и соотношение сил. В Крымской войне участвовали Россия, Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела собственные расчеты в этом военном конфликте на Ближнем Востоке. Для России первостепенное значение имел режим черноморских проливов. В 30-40-е годы XIX в. русская дипломатия вела напряженную борьбу з ...