Советско-германский пакт о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов.
Страница 1

Учебные материалы » СССР на мировой арене в 20-30 годах XX века » Советско-германский пакт о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов.

Канун второй мировой войны по сей день остается темой дня бесчисленных публикаций. Это неудивительно. Основная причина этого в том, что в советской исторической науке в данное время не обсуждались все подробности политического кризиса перед войной, не достаточно подробно исследовались советско-германские отношения данного периода. Основное событие 39 года – пакт, заключенный между обоими странами 23 августа 1939 г., называется «Жизненной необходимостью» для России, давшей стране передышку, которому давалась вполне правомерная оценка. О приложенных к пакту секретных протоколах ничего не говорилось. В речи И.В. Сталина на следующий день после подписания договора (о приложениях ничего естественно не было сказано), в которой говорилось, что пакт – это мирный акт, несомненно, будет содействовать облегчению напряжения.

Первый период, охвативший первый месяц нового 1939 г. (1 января - 31 января) ознаменовался расширением торговых связей между Германией и Россией на основе экономического соглашения, заключенного в 1938 году. Дипломатические переговоры на данном периоде базировались лишь на экономическом сотрудничестве. Политическая сторона советским правительством отвергалась. Инициатива в нормализации отношений принадлежала, безусловно Германии. Советское правительство долгое время не предпринимало конкретных шагов, его внешнеполитический курс не изменился, продолжались взаимные нападки в печати.

Однако вскоре советская сторона обратила должное внимание на так называемое «сватовство» Германии. Это ознаменовало собой переход отношений на новый этап развития - политических переговоров, он начался с февраля 1939 г. и длился до 10 мая. Эти изменения возникли в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой в мире. Оккупация Польши и Чехословакии фашистскими войсками, хоть и не произвела того шока как на западные державы, заставила сделать советское руководство выводы. Именно отсутствие каких-либо конкретных действий со стороны Англии и Франции к агрессору заставило правительство начать прорабатывать так называемый «запасной вариант» на случай, если попытка создания коллективной безопасности в мире не приведет к успеху. Следующим шагом навстречу советско-германскому сближению была отставка Литвинова, который активно выступал за создание такой системы безопасности. Таким образом, Германии был дан недвусмысленный намек, что советское правительство готово к сотрудничеству. Характерная черта в дипломатических отношениях данного периода - это зондажи по дипломатическим каналам через третьих лиц. Германская сторона такую работу возложила на собственного агента разведки П. Хлейста, проводили зондажи Шнурре и Вайцзенкер. До советской стороны информация доходила через Мерекалова и Астахова (работников полпредства).

Период с 11 мая по 20 августа стал непосредственной подготовкой к созданию пакта, когда обе стороны были уже действительно готовы оформить свои урегулированные отношения. Заинтересованность в совместных соглашениях выражала теперь не только Германия, но и СССР. Для этого периода характерна не только активизация работы по дипломатическим каналам, но и контакты на высшем уровне: Риббентроп - Молотов, Сталин - Гитлер. Возникло определение «политическая база», которое подразумевало под собой определенные политические требования. При этом советское правительство стремилось отделить экономическое сотрудничество от политического, в отличие от Гитлера, который стремился к сотрудничеству на широкой основе. И выдвинутые в связи с этим предложения о сотрудничестве, взаимное невмешательство во внутренние дела, отказ от политики, идущей вразрез с жизненными интересами страны (т.е. нейтралитет СССР и отказ от участия в соглашении между Англией и Францией). Советское правительство на этом этапе еще возлагало надежды на успешные переговоры с западными странами, поэтому торопилось связывать себя обязательствами предложенными Германией. Неоднократно предложения немецкой стороной политической преамбулы или приложения секретного протокола советской стороной отклонялись.

Страницы: 1 2

Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века”ю Историографический обзор “созидание” политической системы Киевской Руси с первой половины IX п
Некоторые исследователи политической системы Киевской Руси – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Б.Д. Греков, И.Я. Фроянов и другие [17; 45; 7; 49; 14] сошлись во мнениях, с какими нельзя не согласиться, согласно которым к первой половине IX в. на необозримых пространствах Восточной Европы раскинулись поселения восточнославянских племен: поля ...

Политический строй Османской империи.
Сложившаяся в первые столетия существования Османской империи политическая надстройка вскоре стала одним из решающих препятствий для прогрессивного развития турецкого народа и других народов империи. Неограниченным правителем страны, пользовавшимся деспотической властью, был султан (падишах). Султан считался не только светским правителе ...

Введение. Актуальность темы исследования.
Вторая половина XIX века в России началась с важнейших исторических событий, оказавших огромное влияние на все стороны общественно - политической жизни. Поражение царизма в Крымской войне и формирование революционной ситуации в стране всколыхнули широкие народные массы, сделали возможным революционный взрыв, заставили царизм, потерявший ...