Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX в.
Страница 4

В своеобразных условиях Индии некоторые группы буржуазии складывались внутри торгово-ростовщических каст. Так, сильные позиции из экономике многих районов принадлежали марвари — выходцам из ростовщических каст Раджастхана. Марварийская буржуазия была тесно связана с компрадорской торговлей. По мере развития капитализма она принимала все большее участие в промышленной предпринимательской деятельности. Марварийская буржуазия не сливалась с буржуазией тех национальностей, среди которых она действовала, а оставалась замкнутой группой капиталистов, связанных кастовыми узами. С развитием капитализма и формированием буржуазии различных национальностей Индии стали сказываться противоречия между буржуазией этих национальностей и более сильным гуджаратским и марварийским капиталом, внедрявшимся во многие районы Индостана.

Колониальный гнет, господство феодальных пережитков, искусственное рассечение территорий ряда национальностей границами княжеств и провинций затрудняли процесс складывания наций в Индии. Однако развитие капитализма, расширение экономических связей внутри отдельных национальных районов, а также между различными частями страны ускоряли процесс превращения народностей Индии в национальности и нации.

У национальностей, проживавших в районах, где капитализм 'развивался относительно быстро (гуджаратцы, бенгальцы, маратхи, тамилы), процесс складывания буржуазных наций к концу XIX в. был уже близок к завершению. Заметно продвинулась вперед консолидация других народов Индостана. Одновременно создавались предпосылки для их взаимного сближения. В результате усиления экономических связей между различными районами складывался общеиндийский рынок. Народы Индии, в течение столетий имевшие тесные культурные, политические, экономические связи, объединяли общая ненависть к британским колонизаторам, общие интересы. Поэтому процесс формирования наций в Индии сопровождался укреплением общеиндийского единства. Создавались объективные предпосылки для возникновения общеиндийского буржуазно-национального движения против иноземных колонизаторов.

С появлением национальной буржуазии начинает распространяться и буржуазно-национальная идеология. К 70-м годам в стране уже существовала немногочисленная прослойка индийской интеллигенции, получившей европейское образование на родине или за границей. Из ее среды вышли просветители и реформаторы, в той или иной форме пропагандировавшие буржуазно-национальные идеи. Возникли объективные предпосылки для перехода от "феодального национализма" к буржуазно-национальной идеологии.

Вначале новые идеи выражались в привычной форме религиозно-этических учений, призывавших к религиозной реформации. В 1875 г. гуджаратский брахман Даянанд Сарасвати основал "Арья самадж" ("Общество ариев"). Его сторонники призывали вернуться к" религии древних ариев. Они отвергали кастовые барьеры, осуждали детские браки. В Лахоре, где находился центр общества, был учрежден колледж, в котором преподавались не только богословские дисциплины, но и естественные науки. Не призывая своих сторонников к борьбе с колонизаторами, Сарасвати тем не менее утверждал, что "иностранное правительство никогда не сможет обеспечить благосостояние народа". Из его учения вытекало, что религиозные и культурно-бытовые реформы, просвещение создадут предпосылки для национального возрождения родины.

Религиозно-просветительные общества, основанные сикхами, также ратовали за развитие и расширение образования. Они выступали поборниками возрождения языка пенджаби.

Религиозное просветительство получило распространение и среди мусульман. В Калькутте появились "Мусульманское литературное общество" и "Национальная мусульманская ассоциация". Активизировалась деятельность мусульманских просветителей, крупнейшим из которых был Сайид Ахмад-хан (1817—1898).

Вначале Сайид Ахмад поддерживал реформаторские идеи индийских ваххабитов, не разделяя их враждебности к британскому колониальному режиму. После народного восстания 1857—1859 гг. он порвал с ваххабитами. Обязанности судьи на английской службе Сайид Ахмад сочетал с активной деятельностью в "Переводческом обществе", "Мусульманской конфедерации по просвещению" и Алигархском колледже. Он призывал к возрождению и модернизации ислама, критиковал традиционную систему мусульманского религиозного образования, выступал за ознакомление с передовыми идеями Европы и т. д. При этом он стремился к сближению мусульман с английской колониальной администрацией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Героическая оборона Севастополя
Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организатором обороны стал адмирал В. А. Корнилов. Ближайшими помощниками Корнилова были адмирал П. С. Нахимов, контрадмирал В. И. Истомин и военный инженер полковник Э. Л. Тотлебен. Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Поэтому при ...

Первая гражданская война английской революции и ее итоги
Как правило, ученые-историки первую граждан­скую войну (1642—1646) делят на два этапа: 1) с 1642 до лета 1644 г., когда парламент преиму­щественно занимал оборонительную позицию, а воен­ная инициатива находилась в основном в руках ко­роля; 2) с лета 1644 по 1646 г., когда инициатива в воен­ных действиях была полностью на стороне парла ...

Коммунистический эксперимент
В обстановке нарастающего террора, создания первых в России концлагерей, все новых принудительных мобилизаций в армию Ленин приступает к главному преобразованию в области экономики — строительству коммунизма в России. Четкой экономической программы у Ленина не было, сама российская экономика была развалена — рабочий контроль привел к п ...