Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX в.
Страница 4

В своеобразных условиях Индии некоторые группы буржуазии складывались внутри торгово-ростовщических каст. Так, сильные позиции из экономике многих районов принадлежали марвари — выходцам из ростовщических каст Раджастхана. Марварийская буржуазия была тесно связана с компрадорской торговлей. По мере развития капитализма она принимала все большее участие в промышленной предпринимательской деятельности. Марварийская буржуазия не сливалась с буржуазией тех национальностей, среди которых она действовала, а оставалась замкнутой группой капиталистов, связанных кастовыми узами. С развитием капитализма и формированием буржуазии различных национальностей Индии стали сказываться противоречия между буржуазией этих национальностей и более сильным гуджаратским и марварийским капиталом, внедрявшимся во многие районы Индостана.

Колониальный гнет, господство феодальных пережитков, искусственное рассечение территорий ряда национальностей границами княжеств и провинций затрудняли процесс складывания наций в Индии. Однако развитие капитализма, расширение экономических связей внутри отдельных национальных районов, а также между различными частями страны ускоряли процесс превращения народностей Индии в национальности и нации.

У национальностей, проживавших в районах, где капитализм 'развивался относительно быстро (гуджаратцы, бенгальцы, маратхи, тамилы), процесс складывания буржуазных наций к концу XIX в. был уже близок к завершению. Заметно продвинулась вперед консолидация других народов Индостана. Одновременно создавались предпосылки для их взаимного сближения. В результате усиления экономических связей между различными районами складывался общеиндийский рынок. Народы Индии, в течение столетий имевшие тесные культурные, политические, экономические связи, объединяли общая ненависть к британским колонизаторам, общие интересы. Поэтому процесс формирования наций в Индии сопровождался укреплением общеиндийского единства. Создавались объективные предпосылки для возникновения общеиндийского буржуазно-национального движения против иноземных колонизаторов.

С появлением национальной буржуазии начинает распространяться и буржуазно-национальная идеология. К 70-м годам в стране уже существовала немногочисленная прослойка индийской интеллигенции, получившей европейское образование на родине или за границей. Из ее среды вышли просветители и реформаторы, в той или иной форме пропагандировавшие буржуазно-национальные идеи. Возникли объективные предпосылки для перехода от "феодального национализма" к буржуазно-национальной идеологии.

Вначале новые идеи выражались в привычной форме религиозно-этических учений, призывавших к религиозной реформации. В 1875 г. гуджаратский брахман Даянанд Сарасвати основал "Арья самадж" ("Общество ариев"). Его сторонники призывали вернуться к" религии древних ариев. Они отвергали кастовые барьеры, осуждали детские браки. В Лахоре, где находился центр общества, был учрежден колледж, в котором преподавались не только богословские дисциплины, но и естественные науки. Не призывая своих сторонников к борьбе с колонизаторами, Сарасвати тем не менее утверждал, что "иностранное правительство никогда не сможет обеспечить благосостояние народа". Из его учения вытекало, что религиозные и культурно-бытовые реформы, просвещение создадут предпосылки для национального возрождения родины.

Религиозно-просветительные общества, основанные сикхами, также ратовали за развитие и расширение образования. Они выступали поборниками возрождения языка пенджаби.

Религиозное просветительство получило распространение и среди мусульман. В Калькутте появились "Мусульманское литературное общество" и "Национальная мусульманская ассоциация". Активизировалась деятельность мусульманских просветителей, крупнейшим из которых был Сайид Ахмад-хан (1817—1898).

Вначале Сайид Ахмад поддерживал реформаторские идеи индийских ваххабитов, не разделяя их враждебности к британскому колониальному режиму. После народного восстания 1857—1859 гг. он порвал с ваххабитами. Обязанности судьи на английской службе Сайид Ахмад сочетал с активной деятельностью в "Переводческом обществе", "Мусульманской конфедерации по просвещению" и Алигархском колледже. Он призывал к возрождению и модернизации ислама, критиковал традиционную систему мусульманского религиозного образования, выступал за ознакомление с передовыми идеями Европы и т. д. При этом он стремился к сближению мусульман с английской колониальной администрацией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Завоевание Тимуром Западного Ирана
Ирак-Аджемия, Азербайджан и Багдад принадлежали монгольсой династии джалаиров, которыми с132 года руководил султан Ахмад Джалаир ибн Увейс. Он пришел к власти, уничтожив старшего брата Хуссейна (1382 г.) впоследствии одержал верх над остальными братьями. Когда Тамерлан приблизился к границе, он находился в Султании, являвшейся в то врем ...

Дедушка и его дружная семья
Мой дедушка ДРЮКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ родился 15 апреля 1937 года, в Слободе Маньково-Калитвенское Чертковского района. Его семья состояла из пяти человек. Два брата, которые были чуть старше, помогали матери справляться плаксой Алёшкой. Их семья отличалась от всех семей по улице. Она была пронизана светом и любовью. Никогда из уст отца ...

Академия наук и университет
Во главе общеобразовательных заведений стояли два университета - сперва академический в Петербурге, потом еще московский. Петр хотел поставить русскую Академию наук на твердую ученую ногу. При академии были два учебных заведения – гимназия и университет. Во все царствование Екатерины ни один медик не подучил ученого диплома, т.е. не выд ...