Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX в.
Страница 1

В период перерастания "свободного" капитализма в монополистический завершилось складывание колониальной системы империализма. Новые формы и методы колониальной эксплуатации и связанные с ними новые явления в социально-экономическом и политическом развитии стран Востока проявились в Индии раньше и полнее, чем в других странах. К 70-м годам XIX в. в отличие от большинства других стран Азии и Африки Индия была уже полностью порабощена британскими колонизаторами и являлась бесправной колонией.

Индия становится одним из главных рынков сбыта английской промышленности. Значительно возрастает роль Индии и как важнейшего поставщика сырья и сельскохозяйственных продуктов для метрополии. За десятилетие, с 1873 по 1883 г., торговля Англии с Индией увеличилась на 60%. Индия становится важной сферой приложения капиталов британской буржуазии.

Вначале преобладающей формой вывоза английских капиталов были займы, получаемые британскими колониальными властями Индии у лондонских банкиров. Их сумма возросла с 4 млн. ф. ст. в 1856 г. до 133 млн. в 1900 г. Займы расходовались на содержание британского колониального аппарата и войск в Индии, на финансирование грабительских войн против других стран Востока, а британские банкиры получали высокие проценты. Оплачивало эти займы нищее и голодное индийское крестьянство, изнывавшее под бременем непосильных налогов.

Важным объектом приложения британского капитала стало строительство железных дорог и телеграфных линий. Они были собственностью колониальных властей, создавших исключительно благоприятные условия для обогащения английских фирм и подрядчиков. Первые железнодорожные магистрали были построены в 60-х годах. В последующие десятилетия железнодорожная сеть значительно расширилась. К 1891 г. протяженность железных дорог Индии составляла 27 тыс. км.

Строя дороги, англичане отнюдь не стремились экономически объединить различные районы Индии. Главной целью колонизаторов было обеспечить доставку необходимого им сырья и продвижение промышленных товаров из метрополии. Как правило, дороги расходились веером от нескольких крупных портов. При строительстве железных дорог учитывались и военно-стратегические интересы британского империализма. Железные дороги облегчали переброску войск для агрессивных войн против соседних стран Азии и подавления освободительного движения народов Индии.

Выгодной сферой английских капиталовложений были плантации чая, кофе, каучука.

Часть английских капиталов вкладывалась в промышленность, главным образом в предприятия, перерабатывающие местное сырье. В 1854 г. один из английских капиталистов основал первую джутовую фабрику в Калькутте. С этого времени быстро расширявшаяся джутовая промышленность находилась в руках британского капитала.

Превращение Индии в источник колониального сырья и рынок сбыта капиталистической Англии, начало ее освоения как сферы приложения капитала означали дальнейшее усиление эксплуатации народов Индии, которую теперь осуществляли вкладывавшиеся британские монополии. "То, что англичане отбирают ежегодно у индийцев — в виде ренты, дивидендов от совершенно ненужных для самих индийцев железных дорог, пенсий военным и гражданским чиновникам, издержек на афганские и иные войны я пр. и пр., — то, что они берут у них без всякого эквивалента, — не считая того, что они ежегодно присваивают себе в самой Индии, — то есть говоря только о стоимости товаров, которые индийцы вынуждены даром ежегодно отправлять в Англию, — превышает общую сумму дохода 60 миллионов земледельческих и промышленных работников Индии.

Главным объектом британской колониальной эксплуатации по-прежнему оставалось индийское крестьянство.

Увеличение вывоза сырья и продовольствия вело к росту товарности сельского хозяйства и специализации отдельных районов "а производстве определенных культур. Бенгалия специализировалась на производстве джута, в Бомбейской провинции" Пенджабе и Центральных провинциях расширилось производство хлопка, в Ассаме решающее значение приобрели чайные плантации, в Мадрасской провинции основной статьей экспорта стали масличные культуры. Пенджаб специализировался на производстве экспортной пшеницы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Распад СССР и создание СНГ
Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М. Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, б ...

Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов. Понимание межэтнического конфликта
В науке накопилось множество определений этого феномена, рассматриваемого как часть конфликта вообще. Можно сказать, что и этнический конфликт, как разновидность конфликта, отнюдь не является прецедентом современным. Он сопровождает человечество на протяжении длительного исторического периода, полного насильственных действий, разрушений ...

Итоги денежной реформы
Благодаря реформе денежной системы была ликвидирована гиперинфляция, что способствовало укреплению принципов хозрасчета в промышленности, стабилизации цен, развитию торговли, расширению товарно-денежных отношений между городом и деревней. Но главное, были созданы предпосылки для формирования устойчивой денежной системы. С выпуском в обр ...