Революционный подъем
1905-1908 гг. в ИндииСтраница 3
Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. "Он проводился под патриотическим лозунгом, свадеши (букв. "своя земля"), давшим название этому движению. Главной щелью движения свадеши было развитие своего, национального (андийского производства. Участники митингов торжественно заявляли: "Призывая бога всемогущего быть нашим свидетелем перед потомками, мы даем эту торжественную клятву, что, насколько это возможно, мы будем употреблять изделия отечественного производства и воздерживаться от употребления иностранных изделий. Да помоги нам бог".
Инициаторы движения призывали собирать средства для развития национального производства, устраивали выставки индийских товаров. Создавались свадешистские кооперативы. Патриоты пикетировали магазины, торговавшие английскими товарами. Выступая на митинге в Калькутте, Тилак говорил: "Свадеши охватывает все области жизни. Свадеши соответствует тому, что в Англии называют национальным единством и патриотизмом.
Свадешизм включает это понятие и, кроме того, выражает нечто большее: все то, что означает национальное единство и патриотизм, взятые вместе".
Вскоре лозунг свадеши был дополнен лозунгом свараджа (букв, "свое правление"). Во время митингов и демонстраций раздавался призыв "Индия для индийцев!".
Начавшись протесты против раздела Бенгалии, движение становилось общеиндийским. Оно стало массовым в Пенджабе и Бомбейской провинции, охватило другие области страны. Национально-освободительное движение народов Индии впервые приобрело сознательный демократический характер. Против британского империализма выступали либеральная буржуазия (к ней примыкала и часть индийских помещиков, особенно в Бенгалии), мелкая буржуазия города, рабочий класс, крестьянство. Все это свидетельствовало о пробуждении Индии.
В условиях начавшегося революционного подъема возросли авторитет и влияние Индийского национального конгресса — единственной общеиндийской политической организации. В его руководстве преобладали "умеренные", выражавшие интересы либеральной буржуазии и примыкавших к ней групп помещиков. Они старались придать движению мирный, и легальный характер. "Умеренные" трактовали лозунг свараджа как требование весьма ограниченной автономии Индии в рамках Британской империи. Свадеши означало для них стремление к усилению позиций индийского крупного капитала, требование политики таможенного протекционизма и государственной поддержки индийской фабричной промышленности. Они стремились выхолостить политический смысл движения свадеши, использовать его для распространения влияния буржуазии на индийский пролетариат. Один из лидеров "умеренных" заявил: "Движение свадеши — это только прелюдия к нашему стремлению войти в великое братство промышленных наций Запада по возможности без внутренней борьбы между трудом и капиталом".
По мере развертывания революционного движения в массах росла популярность "крайних" и их вождя Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно-демократическое государство. Тилак и другие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс. Они вели агитацию не только среди интеллигенции и мелкобуржуазных слоев города, но и среди рабочих, их агитаторы обращались к крестьянству. Но, вовлекая трудящиеся массы в национально-освободительную борьбу, "крайние" объективно содействовали распространению идейного и политического влияния национальной буржуазии на трудящихся. Индийские буржуазные демократы не выдвинули своей аграрной программы. Обращаясь к крестьянству, эти мелкобуржуазные революционеры апеллировали к религиозным чувствам. Агитация среди рабочих тоже велась главным образом под религиозными и национальными лозунгами.
Сионистско – социалистическая рабочая партия (ССРП).
Одна из наиболее значительных еврейских политических партий. Первые попытки образования ССРП относятся к началу 1904 года (силами еврейских ремесленников и интеллигентов, отклонившихся от «Поалей-Цион»). Основными теоретиками и лидерами ССРП считались Н. Сыркин, Б. Борохов. Главной задачей еврейского пролетариата ССРП считала борьбу за ...
Советско-германский пакт о ненападении и договор о
разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов.
Канун второй мировой войны по сей день остается темой дня бесчисленных публикаций. Это неудивительно. Основная причина этого в том, что в советской исторической науке в данное время не обсуждались все подробности политического кризиса перед войной, не достаточно подробно исследовались советско-германские отношения данного периода. Основ ...
Поворот к реакции
К 1820 г. заметно определился поворот Александра I к реакции к реакции. Он явился ответом на ряд внешних и внутренних событий, которые произвели на Александра I глубокое впечатление. Наблюдательные современники, в первую очередь декабристы, связывали усиление реакционного политического курса Александра I с революционными потрясениями в ...