Понимание.
Страница 7

Как проявляется модернизация в различных областях общественной жизни? В экономике она означает существенное повышение производительности труда в сельском хозяйстве, индустриализацию, развитие транспорта и коммуникаций, создание национального воспроизводственного хозяйственного комплекса, расширяющееся участие в мировом хозяйстве. Развитие осуществляется через реализацию принципов и структур рыночной экономики, а также научно-технический прогресс, нарастающее приложение достижений науки к практике в форме технологии.

В социальной сфере модернизация несет с собой беспрецедентный по сравнению с обществами традиционного типа рост социальной мобильности, разрушаются жесткие сословные рамки, дифференцируются социальные группы, в том числе на профессиональной основе. Урбанизация (рост городов) приводит к значительному сокращению доли крестьянства и сельского населения, появлению буржуазии, промышленного пролетариата, средних слоев. При этом постепенно обозначается тенденция к сравнительному сближению доходов различных групп (при росте их потребления), что в системе рыночного хозяйства становится ведущим стимулом прогресса производства. Этому помогает также развертывание системы массового образования, медицинского обслуживания и социального обеспечения.

Политическая модернизация состоит, во-первых, в значительном расширении функций государства. Если в традиционном обществе последнее ведало в основном военным делом, поддержанием порядка, организацией общественных работ и сбором налогов, то в модернизирующемся обществе государство осуществляет также экономическую политику, перераспределяет ресурсы на цели развития, создаст сеть различных социальных и информационных служб.

Во-вторых, политическая модернизация означает глубокое реформирование прежних властных структур – насильственным или мирным путем. Политические лидеры начинают признаваться таковыми не на основе их наследственного иерархического положения, а оцениваются по их собственным заслугам - реальным или приписываемым. Происходит разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, относительно автономные по отношению друг к другу. Рационально разграничиваются функции центральной и местной власти, последняя наделяется правами самоуправления. Короче, постепенно складывается демократическая система управления, хотя для многих стран путь к ней был далеко не прямым и пролегал через различные формы политического авторитаризма.

Политическая демократия - это не просто определенная субординация властных структур, система сдержек и противовесов, многопартийность, рационализация бюрократических институтов и соответствующие правила политического поведения. Это еще - специфический “общественный договор”

между государством и народом. Принимается законодательство, которое не только закрепляет демократические процедуры публичной власти, но и гарантирует права человека, собственность, предпринимательскую деятельность и т. д. против любого государства, даже самого демократического. Как необходимая предпосылка для этого складывается гражданское общество - широкий комплекс самодеятельных объединений граждан, через которые массы населения выражают свои интересы, формируют общественное мнение, влияют на политические структуры, защищают свои права.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Этногенез восточных славян
План: 1. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности 2. Древние предки восточных славян А) индоевропейцы Б) балтославянская этническая общности В) славянская этническая общность 3. Этногенез восточного славянства ...

Государственная деятельность М.М. Сперанского и его проект политической реформы в России
Очень большую роль в разработке и проведении реформ играл выдающийся русский государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский, сын простого священника, ставший позже графом. По словам Ключевского, это был «организатор, какие немного проявлялись в нашей истории». Сперанский составил обширный и стройный план преобразований, из которог ...

Строительство и структура внутренних войск после войны
В соответствии с законом о демобилизации личного состава армии и флота, принятым Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., войска НКВД – МВД к концу 1946 г. сократились вдвое, и их количество составило 471945 человек. При этом штатная численность частей оперативного назначения уменьшилась на 20 %, конвойных войск - на 18 %, войск по охран ...