Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на
РусиСтраница 2
После смерти Владимира I в 1015 г., по всей видимости, опять ведущую роль начинает играть боярство.
Именно боярство способствовало междоусобице сыновей Владимира - князей, Святополка, погубившего своих братьев - Бориса и Глеба, Ярослава и Мстислава.
Но в 1024 г. сами князья Ярослав и Мстислав решили прекратить усобицу, оформив компромисс: Мстислав сел в Чернигове, а Ярослав в Киеве. Этот компромисс породил невиданную до этого форму совместного управления протогосударством - Киевской Русью сразу двух князей, отношения между которыми осуществлялись на основе кровного родства и физического старшинства Ярослава над Мстиславом. Свою власть и взаимоотношения князья, друг с другом, упрочили совместным походом в 1031 г. на поляков. В 1036 г., со смертью Мстислава, распался союз Мстислава и Ярослава.
С 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" в Киевской Руси.
При нем Русь достигла наивысшего могущества, активно действуя на международной арене посредством династических браков. Ярослав заботился о христианском просвещении Руси, украшении ее городов и пригородов: в 1037 году заложил Ярослав церкви Святой Софии и Святой Богородицы, монастыри Святого Георгия и Святой Ирины. Заботился Ярослав и о придании государству более совершенного устройства через "Русскую правду" и другие правовые акты.
Власть Ярослава была так сильна, что он даже, независимо от воли константинопольского патриарха, поставил, при поддержке церковного собора русской православной церкви, митрополитом "русского" родом Илариона в 1051 г. Ярослав же закрепил определенный порядок наследования княжеской власти его сыновьями, получивший название "очередного". Суть которого заключалась в том, что Киевский "стол" занимал старший сын князя, второй сын получал Чернигов, третий Переяславль. Другие же сыновья князя приравнивались к племянникам и в случае смерти 3-х своих "дядей" (родных братьев, сидящих в Киеве, Чернигове и Переяславле) начинали ступать по лестнице управления этими городами по физическому старшинству. "Дяди" же после смерти кого-либо из них также перераспределяли княжеские "столы".
После смерти в 1054 году Ярослава монархическое начало вновь ослабевает, в результате междоусобиц княжеская власть теряет свой авторитет.
"Триумвират" князей Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода) пришедший к власти в Киевской Руси просуществовал недолго, братья уже в 1073 г., преступив отцовское завещание, начали усобицу.
В 1097 н. был создан съезд князей в г. Любиче, который оформил "отчинный" порядок наследования княжеской власти. Собиравшиеся в Киевской Руси княжеские советы: в 1100 г. в Уветичах, в 1101 г. на Золотче, в 1103 г. в Долобске; хотя и происходили, но не способствовали объединению всех отчин под рукой Киева.
Попытку к интеграции земель и стабилизации политической обстановки в Киевской Руси сделал Владимир Мономах. Он пришел к власти в 1113 г. при поддержке боярства г. Киева и купеческо-ремесленной верхушки, с которыми ему приходилось считаться и даже воплощать их желания - принятие закона о корректировке дачи ссуды и росте процентов по ней.
Дело Владимира Мономаха продолжил сын Мстислав, но после завершения его княжения в 1132 г. на Руси произошло окончательное раздробление территории протогосударства на самостоятельные княжества.
Быт и культура монастырей в до-монгольское время. Накопление
духовного опыта внутри русских монастырей и их влияние на развитие общества
Конец первого тысячелетия христианской эры стал рубежом чрезвычайно важным в судьбах Восточной Европы. Христианизацией славянских народов завершился многовековой процесс становления религиозной и культурной общности, простирающейся от Британских островов до Урала и называемой «христианским миром». В это время Византия переживала своего ...
Идейно-ментальная и социально-политическая трансформация.
Если начало Восточного Чжоу и первая половина периода Чуньцю, т.е. основная часть VIII и VII вв. до н.э., прошли под знаком становления феодальной структуры, то во второй половине Чуньцю, начиная примерно с конца VII в. до н.э., чжоус-кий феодализм вступил в полосу стагнации и трансформации. Этот процесс прослеживается по нескольким осн ...
Мировой суд
Мировой суд вводился для разбора уголовных преступлений и решения незначительных гражданских дел, если ущерб не превышал 500 руб.
Мировой суд был единоличным в лице мирового судьи в возрасте не ниже 25 лет. Как правило, он стремился примирить стороны, но вместе с тем обладал и правом вынесения приговора. Закон определял сферу юрисдикци ...