Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на Руси
Страница 2

Учебные материалы » Эволюция политической системы Киевской Руси » Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на Руси

После смерти Владимира I в 1015 г., по всей видимости, опять ведущую роль начинает играть боярство.

Именно боярство способствовало междоусобице сыновей Владимира - князей, Святополка, погубившего своих братьев - Бориса и Глеба, Ярослава и Мстислава.

Но в 1024 г. сами князья Ярослав и Мстислав решили прекратить усобицу, оформив компромисс: Мстислав сел в Чернигове, а Ярослав в Киеве. Этот компромисс породил невиданную до этого форму совместного управления протогосударством - Киевской Русью сразу двух князей, отношения между которыми осуществлялись на основе кровного родства и физического старшинства Ярослава над Мстиславом. Свою власть и взаимоотношения князья, друг с другом, упрочили совместным походом в 1031 г. на поляков. В 1036 г., со смертью Мстислава, распался союз Мстислава и Ярослава.

С 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" в Киевской Руси.

При нем Русь достигла наивысшего могущества, активно действуя на международной арене посредством династических браков. Ярослав заботился о христианском просвещении Руси, украшении ее городов и пригородов: в 1037 году заложил Ярослав церкви Святой Софии и Святой Богородицы, монастыри Святого Георгия и Святой Ирины. Заботился Ярослав и о придании государству более совершенного устройства через "Русскую правду" и другие правовые акты.

Власть Ярослава была так сильна, что он даже, независимо от воли константинопольского патриарха, поставил, при поддержке церковного собора русской православной церкви, митрополитом "русского" родом Илариона в 1051 г. Ярослав же закрепил определенный порядок наследования княжеской власти его сыновьями, получивший название "очередного". Суть которого заключалась в том, что Киевский "стол" занимал старший сын князя, второй сын получал Чернигов, третий Переяславль. Другие же сыновья князя приравнивались к племянникам и в случае смерти 3-х своих "дядей" (родных братьев, сидящих в Киеве, Чернигове и Переяславле) начинали ступать по лестнице управления этими городами по физическому старшинству. "Дяди" же после смерти кого-либо из них также перераспределяли княжеские "столы".

После смерти в 1054 году Ярослава монархическое начало вновь ослабевает, в результате междоусобиц княжеская власть теряет свой авторитет.

"Триумвират" князей Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода) пришедший к власти в Киевской Руси просуществовал недолго, братья уже в 1073 г., преступив отцовское завещание, начали усобицу.

В 1097 н. был создан съезд князей в г. Любиче, который оформил "отчинный" порядок наследования княжеской власти. Собиравшиеся в Киевской Руси княжеские советы: в 1100 г. в Уветичах, в 1101 г. на Золотче, в 1103 г. в Долобске; хотя и происходили, но не способствовали объединению всех отчин под рукой Киева.

Попытку к интеграции земель и стабилизации политической обстановки в Киевской Руси сделал Владимир Мономах. Он пришел к власти в 1113 г. при поддержке боярства г. Киева и купеческо-ремесленной верхушки, с которыми ему приходилось считаться и даже воплощать их желания - принятие закона о корректировке дачи ссуды и росте процентов по ней.

Дело Владимира Мономаха продолжил сын Мстислав, но после завершения его княжения в 1132 г. на Руси произошло окончательное раздробление территории протогосударства на самостоятельные княжества.

Страницы: 1 2 

Реформы и контрреформы
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремле ...

Литература, музыка искусство
Литература. Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в осн ...

Этногенез восточных славян
План: 1. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности 2. Древние предки восточных славян А) индоевропейцы Б) балтославянская этническая общности В) славянская этническая общность 3. Этногенез восточного славянства ...