Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.. Бунташный век
Страница 2

Учебные материалы » История России » Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.. Бунташный век

«Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданньм типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки.

В первых трех твах «Уложения» говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто «будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать», предписывалось «казнить смертно безо всякой пощады».

Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.

«Соборное уложение» регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.

Важнейшим разделом «Соборного уложения» была глава XI «Суд о крестьянах»: вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому.

Это означало юридическое оформление системы крепостного права.

Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

Глава XIX «Соборного уложения» «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной качни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенньм городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Кре 117 стьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

Приказная система в России XVII в.

К середине XVII в. Россия, восстановив экономику, мота сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. На юге России постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана — вассала могущественной Турции. Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII в. 150-200 тыс. человек.

Страницы: 1 2 

Развитие советско-американских отношений в эпоху правления Хрущева
Начиная с 1957 г., когда Советский Союз завершил работу по созданию межконтинентальных ракет, осуществил запуск первых спутников, тем самым, обогнав Соединенные Штаты Америки (лишь на время и то только в области баллистики), оптимизм Хрущева получил новый импульс. Советское руководитель мог теперь позволить себе бравировать угрозой масс ...

Внешняя политика в начале XX века. Подготовка Японии к мировой войне
Международное влияние Японии возрастало. Япония добилась от европейских держав и США отмены неравноправных договоров. Англия отказалась от такого договора первой -16 июля 1894 г. В конце XIX века Япония наряду с другими ведущими странами приняла участие в разделе Китая на так называемые сферы влияния и установила свой контроль над п ...

Актуальность
В свете участившихся разговоров об инновациях и модернизации экономики разумно посмотреть на опыт прошлых лет. Одной из основных проблем сегодняшних дней является проблема внедрения в производство и извлечения прибыли из всевозможных научно-технических изобретений и изысканий. В этом смысле история развития транспорта является хорошим п ...