Государственный аппарат СССР в годы великой отечественной войны. Образование Государственного Комитета Обороны
Страница 3

Учебные материалы » Государственный Комитет Обороны » Государственный аппарат СССР в годы великой отечественной войны. Образование Государственного Комитета Обороны

Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в довоенное время накопила опыт функционирования в чрезвычайных уровнях. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа и безусловного подчинения завершил процесс складывания тоталитарной, командно-административной системы.

Сталин подписывал все постановления, касавшиеся назначения руководящих кадров, организации вооруженных сил, материально-технического обеспечения армии, планирования, работы транспорта и т.п. Распоряжения по частным вопросам санкционировались Молотовым, Берия, Микояном. Принятые решения рассылались непосредственным исполнителям: наркомам, первым секретарям ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов и т.д. Все решения неукоснительно исполнялись, что обеспечивалось четкой организацией контроля и персональной ответственностью исполнителей. Однако только жесткая исполнительская дисциплина во всех звеньях партийно-государственного и народно-хозяйственного механизма и карательные меры не могли бы обеспечить выполнение принятых решений. Оно достигалось, прежде всего, тяжелым самоотверженным трудом народа.

Под руководством и строжайшим контролем ЦК ВКП(б) работало правительство СССР – Совет народных комиссаров, возглавляемый Сталиным, и наркоматы, в структуру которых были внесены необходимые изменения.

Согласно Конституции, высшим органом государственной власти оставался Верховный совет СССР, но его права и функции, как и местных советов, были резко ограничены: они, главным образом, выполняли решения партийных органов. Сессии Верховного совета созывались всего трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.). Президиум Верховного совета СССР, бессменным председателем которого оставался М.И. Калинин, лишь законодательно оформлял те решения, которые относились к его компетенции.

По Конституции, Президиум Верховного совета обязан был осуществлять общее руководство местными советами, разъяснять законы и определять порядок проведения их в жизнь. На деле эти функции были свернуты (во многом – еще в мирное время). Исполкомы местных советов и их отделы вели большую работу по устройству эвакуированных, детей-сирот, организовывали помощь семьям военнослужащих, инвалидам войны, занимались всеобщим военным обучением, строительством укреплений. Советы активно помогали партии в мобилизации усилий трудящихся на помощь фронту. Однако своей роли органов представительной демократии они не выполняли. К тому же к концу войны в них осталась лишь половина депутатов, избранных до войны, а новые выборы не проводились. Выбывших заменяли работники, назначаемые партийными органами и кооптируемые в состав советов и их исполкомов. На освобожденных территориях весь состав исполкомов подбирался и утверждался партийными органами. Как ни парадоксально это звучит, в Советском Союзе не было советской власти.

В единой системе партийно-государственных органов работали общественные организации. Профсоюзы, самая массовая из них, объединяла в начале войны свыше 25 млн. человек. Они участвовали в организации социалистического соревнования и других массовых трудовых патриотических движений, коллективного и индивидуального огородничества, в шефстве над воинскими частями и госпиталями. Большую роль в вооруженной борьбе, организации труда, Учебы и быта молодежи сыграл комсомол, объединявший свыше 10 млн. членов. Н.М. Шверник, 1-й секретарь ВЦСПС, и Н.А. Михайлов, 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ, входили в состав оргбюро ЦК ВКП(б). Свою лепту в общее дело внесли существовавшие и до войны Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Живопись
Живопись Смоленска известна в настоящее время лишь по крайне незначительным фрагментам фресковых росписей (например, храма на Протоке - рубеж XII-XIII вв.). Большую часть работы смоленские монументалисты, как, впрочем, и художники других княжеств, выполняли по сухой штукатурке в темперной технике. Их палитра отличалась многоцветностью. ...

Вывод
В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вмест ...

Галицко-Волынский знатный дружинник-копейщик (ХШ в.).
Своеобразный пирамидальный шлем византийского типа, характерный для того времени, дополняет кольчугу с капюшоном, кольчужные чулки. Щит миндалевидный. Снаряжение всадника и лошади западноевропейского типа. Вооружен копьем, мечом, луком и кинжалом. Пристальное внимание двух могущественных государей территория простиралась от Джунгарии д ...